Развитие проекта
Школа дьяконского искусства
Школа дьяконского искусства
Не секрет, что красота церковной службы в храме создается служением хора и дьякона. Именно их в основном слышат пришедшие молиться люди. Пение хора, чтение дьяконом ектений, паремий, Апостола и Евангелия – это тот мир, который должен являть собой красоту, гармонию, церковную симфонию. Наша земная служба призвана быть отражением службы Небесной.
Но так ли происходит в реальности? Разве является развитость музыкального слуха критерием отбора кандидатов в священнослужители? Разве в семинариях и академиях достаточное время уделяется предмету церковное пение? Я помню глубокое сожаление, которое выражал архимандрит Матфей (Мормыль) по поводу сокращения часов по этому предмету. Его просьбы не делать этого не были услышаны. А ведь сокращение часов на предмет, призванный не только дать сведения о гласах, но помочь развить слух, дать ему тренировку, погрузить семинариста в будни практического пения в хоре, это сокращение ведет к тому, что красота церковная утрачивается, что сплошь и рядом несовпадение в тонах у дьякона и хора, что это становится обычным делом и мало кого волнует.
Проблема есть, и ее надо решать. Помочь этому важному литургическому делу призваны школы для молодых новопоставленных дьяконов. Какие дисциплины стоит в нее включить?
Пожалуй, главная дисциплина – хор. Рукоположенный дьякон должен хотя бы на полгода-год встать в хор и начать петь. Еще Роберт Шуман говорил, что лучших средством развить слух является пение в хоре. Но для дьякона пение в хоре этим не ограничивается. Он должен научиться понимать и осознавать свое служение именно изнутри хора. Ведь нередко, встав на амвон, дьякон слышит только себя, ему трудно перестроиться, некоторым трудно удержать взятый тон. Где уж тут до красоты!
Есть и другие темы. Например, понимание дьяконом закономерностей соотношения церковных тонов в разных частях службы. Или варианты церковного чтения паремий, Апостола, Евангелия. Возможно кому-то потребуется индивидуальная работа с голосом. Словом, школа может помочь тем дьяконам, кто не начал петь в хоре в детстве и кому надо все это наверстывать. Это сложнее, но возможно.
В качестве первого шага или пробы в Димитриевском приходе при 1-й Градской больнице по благословению епископа Верейского Пантелеимона такие занятия начались. Адресованы они не только молодым дьяконам, но и тем, кто в недалеком будущем готовится принять церковный сан. На самом деле и священникам нет запрета прийти в хор. Великий Федор Шаляпин уже в расцвете своего певческого таланта не гнушался вставать в Московский Синодальный хор, как он говорил «для поправки слуха и голоса».
Евгений Тугаринов, руководитель проекта «Русские регенты. Объединение»