Обращение к участникам

Илья Вашерук

Уважаемый участник семинара!

          Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте и надеемся на наше совместное плодотворное сотрудничество в рамках семинаров, посвященных совершенствованию индивидуального мастерства и развития коллективного понимания насущных и актуальных проблем и задач, стоящих перед регентско-певческой школой современной церкви в целом и каждого прихода в частности.

          Мы считаем, что с совершенной определенностью настал тот момент, когда объединение усилий, знаний и опыта профессионалов в сфере церковного пения и богослужебной практики может дать свои всходы и принести свои богатые плоды уже в ближайшее время.

          Не буду говорить много общих слов о пользе и необходимости постоянного совершенствования профессионализма и повышения уровня мастерства, без которых неминуемо и с неотложностью начинается фаза деградации, сначала незаметно, но всё более и более набирая силу засасывает человека в омут уныния и потери первоначальной цели, а с ней и высоких чувств и смыслов. К сожалению, приходится нередко констатировать, что такая плохо осознаваемая тенденция как уныние нередко захватывает или можно сказать, слегка касается порой даже лидеров регентского движения, не говоря уже о простых певчих и прихожанах. Поэтому одной из многочисленных функций наших семинаров станет рождение противоядия негативным тенденциям современности посредством создания братства мастеров своего дела, которое в состоянии преодолеть любое препятствие и решить любую задачу, связанную с вопросами развития и преодоления трудностей. 

          Так в моей жизни произошло несколько встреч, которые питают меня, которые до сих пор наполняют меня энтузиазмом и память о которых защищает меня от всякого зла. Когда-то (80-е) я учился в Московской консерватории хоровому дирижированию в классе профессора Клавдия Борисовича Птицы и до сих пор помню все его уроки наизусть. Это был удивительный человек! Вот небольшой пример: Народный артист СССР, заведующий Кафедрой хорового дирижирования консерватории, Худрук хора Гостелерадио – и беспартийный! Ему говорят: «Клавдий Борисович! Вам бы надо бы в партию вступить при Ваших-то должностях!» А он отвечает: «Что Вы, что Вы! Я же верующий человек! Как же я могу?» И это в советские-то времена…. Это было практически общение со святым человеком. Я как-то решил ему пожаловаться на какие-то неправомерные действия руководителя хора, подошёл к нему в решительном возмущении и видя его улыбку не смог выговорить ни слова. Сказал только: «Простите, я себя что-то плохо чувствую…»  Посмотрите на его фото – и вы всё поймете сами, без лишних объяснений. Встречи с таким людьми дают заряд на всю оставшуюся жизнь. Общение с Мастерами – это очень важно и совершенно необходимо и мы делаем всё возможное, чтобы наши встречи с Мастерами состоялись уже в самое ближайшее время.

          О себе могу сказать кратко: я практик. Уже более 40 лет преподаю музыкальные дисциплины. Преподавать начал в хоровом училище имени А.В. Свешникова с 1987 года как старший – младшим. Так было принято – помогать: композиция, симфоническое дирижирование, ансамбль – всё во внеурочное время. Дружба, Братство. Третьяковка (любили ходить вместе).

          Потом армия в Москве. Преподавание солдатам срочной службы музыкальных дисциплин и вокальная подготовка. Результат: один из срочников поступает в консерваторию, через несколько лет приезжает Криста Людвиг (см.) и забирает моего Костю в Европу. 57 ролей в 17 театрах Европы. Смотрите в ютюбе (Константин Горный – бас).

          Параллельно с работой директором Троицкой филармонии и Фонда культуры г. Троицка – Худрук Троицкого хора и Камерного оркестра. Постановка голосов, музыкальное образование и организация поездок в Польшу, Германию, Италию, Финляндию и прочее. Всегда параллельно индивидуальные занятия с каждым артистом и певцом. Международный Баховский центр в Москве (Худрук Сергей Мясоедов), стажировка у Хельмута Риллинга, ассистентура-стажировка в консерватории у Бориса Михайловича Ляшко. И всё это всегда параллельно с церковью – в основе работы создание певческих коллективов из прихожан, детей и бабушек, преподавателей музыкальных школ и профессиональных оперных певцов, людей интересующихся и желающих реализовать свой бесконечный потенциал.

          Почему так… Потому, что духовность проникает в юных музыкантов с самого раннего хорового детства. Дорогу в церковь в 70-е годы никто не показывал. Однако, в хоровом училище мы пели концерты Дмитрия Бортнянского под управлением Виктора Попова и этого хватило для настоящего старта. Stabat mater Дж.Б. Перголези и Johannes - Passion И.С.Баха тоже сделали свою работу. Разучивание духовных концертов с любительскими и профессиональными хорами, практическое знакомство со знаменным пением, преподавание хороведения на регентских курсах…

          Итак, Хор и управление им. Это, конечно же, специальность номер один. Даже если на клиросе 2 человека, из которых один регент – это всё равно наука, которая должна работать. И если в хоре 76 человек, это тоже наука. Основные вопросы семинара в этой сфере:

  • что такое чистое пение?
  • что такое организация работы на клиросе?
  • выбор репертуара и тональный план службы
  • регентская настройка
  • осмогласие на одной странице (принципы обучения)
  • употребление голосового аппарата в богослужебной практике. Правила и обучение основам. Основные принципы системы бельканто (кратко) и отраженное применение в пении и чтении богослужебных текстов
  • основы музыкальной грамоты и приемы чтения с листа с запоминанием наизусть с 1-го раза
  • игра хоровых партитур и домашняя работа регента по подготовке службы. 

Основой практики является пение. Я часто слышу от людей, что когда-то они заканчивали музыкальную школу или даже училище. «Спой что-нибудь, сыграй…?» – иногда вопрос задают за столом или в гостях. И что же с ответом? – «Ой, я уж не помню ничего…»

Спрашивается, а чему тогда учили в музыкальной школе или даже в училище? Тоника, Субдоминанта, Доминанта и терцкварт-аккорд 2 ступени… Диктанты писали… А их хотя бы кто-нибудь помнит? Ну хотя бы один?  Это не годится. Знания нужны практические. А вот чтения с листа никто не преподаёт. А ведь мне пришлось столкнуться с этим уже после консерватории именно в церкви на Всенощной. Поставили ноты и пой без остановки и ошибок. Думать некогда, музыка пошла вперёд потоком и не может остановиться. И слова, и ноты, и ритм, и жест регента – всё сразу, все Юлии Цезари! А кто у нас Цезари? А ведь ни в одном учебном заведении нет предмета чтение с листа, где практики обучают законам и правилам и главное, навыкам автоматического ориентирования в новом нотном тексте со словами.

     Вопросы, связанные с голосовым аппаратом – это всегда актуально для всех и каждого. Здесь важно не «попасть» в жизни на неквалифицированного педагога, негативные последствия от общения с которым могут отдаваться эхом в течение многих лет. Поэтому в нашей команде мы отдаем предпочтение профессионалам высочайшей категории, посвятивших многие десятилетия преподаванию вокалу, ученики которых будучи Лауреатами первых премий поют в лучших оперных театрах Европы и мира. Например, ведущий коуч Молодежной оперной программы Большого театра России Екатерина Аполлоновна Вашерук. Несмотря на свой высокий статус и высочайший уровень профессионализма эти преподаватели в состоянии четко и ясно сформулировать проблематику владения голосовым аппаратом, определить реперные точки в направлении развития и дать квалифицированную консультацию, завершая ее списком посильных задач в домашнем задании.

     Вопросы применения голосовых умений и певческих навыков в процессе богослужебного пения, вопросы уместности тех или иных стилей работы над пением в течении службы (пения – чтения) – еще одна достаточно неоднозначная тема в работе семинара. Разбираются также и медицинские аспекты работы голосового аппарата с рекомендациями в виде освоения терапевтических техник лечения и восстановления голосового аппарата.

     Работа руководителя клироса с партитурами, готовящимися к службе – это внутренняя область развития каждого специалиста, это лаборатория, в которой выплавляется сам Высокий Дух музыкальной части службы. Эта зона, где начинается творчество созидания звучания, намечаются пути решения различных проблем и задач, которые встретятся на пути к службе во время спевки.

     В теме организации работы на клиросе рассматриваются в основном вопросы возможности привлечения дополнительного контингента для участия в пении, методы скоростного обучения системе Осмогласия и регентования службы заместителями или стажерами – эти темы раскрываются для руководителей приходских хоров, нуждающихся в поддержке со стороны науки организации «клиросной жизни».

     Эти и многие другие вопросы мы готовы обсуждать и решать с вами в рамках семинарских занятий. И здесь, конечно же, очень важна обратная связь: заполняя заявку пишите пожалуйста запросы на получение знаний и информации в наиболее полной и развёрнутой форме. От этого будет зависеть практически эффективность семинара, а для нас эта информация необходима с организационной точки зрения: сколько групп по сколько человек, какие предметы востребованы больше, какие меньше, сколько часов и преподавателей и прочее прочее….

     Ждём Ваших заявок и напоминаем, что количество мест ограничено. До встречи!