Путевые заметки
Приглашение к размышлению
Размышления перед последним семинаром
Хотелось поделиться некоторыми мыслями о том, что осталось позади и что намечается впереди. Проект семинаров оказался серьезно востребован церковной общественностью в лице служителей клироса, т.е. певчих, регентов, композиторов. Это хорошо и это естественно, потому что если им это не интересно, значит дело задумано плохо или неудачно реализуется. Но это не так. И говорю об этом без всякой тени внутренней гордости, которая «грех», а с той долей гордости, которая «не грех». Ведь дела, в которых мы участвуем, а тем более задумали с самого начала и проводим в жизнь, невольно имеют и должны иметь наше собственное личное суждение. Иначе было бы странно, т.е. в процессе труда, тем более творческого труда мы обязаны понимать, куда и как движется наше дело. Мы должны оценивать себя и свой труд.
И что видно? Востребованность, своевременность, позитивность, результативность проекта. Чего же еще желать? Продолжать в том же духе и этого будет достаточно. И все! Казалось бы так, но дело церковного обучения пению и регентскому искусству, которое мы проводим в жизнь с помощью Президентского гранта фонда культурных инициатив начинает обрастать побочными идеями, оно наполняется новыми формами, оно ширится, углубляется, распространяется и в умах, и в сердцах. С нашим делом уже связываются определенные надежды.
А сейчас чуть подробнее.
В Муроме мы намерены попробовать новый формат – школу, т.е. систему индивидуальных занятий по целому ряду предметов, знакомство с которыми жизненно необходимо регентам и певчим. Подробнее о школе скоро расскажут те преподаватели, которые приедут именно этим заниматься в Муром. Опробовав формат выездной школы, мы продолжим его проводить на регулярной основе, т.е. каждому семинару новой серии будет предшествовать школа. Это явное развитие проекта.
Проект дал ход Регентским встречам. Две уже состоялись в Доме Русского Зарубежья. Они показали явную динамику возрастания интереса к этой новой в Москве форме профессионального общения. Формат разговора, слушания записей, обмена мыслями пробуется. Со временем он отфильтрует лишнее, оставив то, что интересно людям. Однако слушание живого хора, а в феврале в гости к нам приходил камерный хор ПСТГУ под управлением о. Алексея Зайцева понравилось всем. И нам ничто не мешает и в дальнейшем использовать площадку для подобных приглашений. Это интересно и исполнителям – их слушают, о них узнают. Интерес обоюдный. Это тоже развитие проекта.
Каждый проект семинаров включает сейчас, и по всей видимости, будет включать в дальнейшем максимум 3-4 семинара и школы. Делать чаще для нас сложно, не хватает ни административных, ни творческих сил, а возможно и отклика людей – все же работают и большинство живут далеко от Москвы или Петербурга. Но 3-4 семинара и школы это посильно и оптимально. Но для тех, кто живет в Москве организовано регулярное обучение в хорах, малых группах по изучению отдельных дисциплин. Это тоже проба новых форм, и это тоже очевидное развитие проекта.
Вероятно должно наступить время, когда семинары сегодняшнего формата примут менее масштабные формы, а станут мини-семинарами, которые «поедут» по стране, т.е. в места, откуда идет наибольший интерес к ним. Например, Нижний Тагил, Ижевск, Тверь на каждом семинаре оказываются представленными сразу несколькими участниками. Возможно в данный момент нашей церковной истории именно там сосредоточилось наибольшее число энтузиастов певческого дела. А почему нет? И это значит, что в определенный момент туда позовут кого-то из преподавателей, чтобы он приехал и больше проявил себя как специалист. Я уверен, что каждый из нас - хоровиков русской школы - получил специальность широкого профиля и способен учить пению, дирижированию, сольфеджио, литургике, хоровым премудростям с одинаковым успехом. Нас этому учили. Мы в этом находимся не один десяток лет. Так, приглашайте? Зовите? Организуйте? И это будет новым и естественным развитием проекта.
Развитием проекта несомненно должен стать объединенный хор - из вас, из тех, кто еще не приезжал, но приедет. Такой хор - это редкая в наше время возможность петь в большом коллективе и чувствовать себя наследником великих певческих традиций России. Ведь русская певческая традиция - это не ансамбли малых форм и видов, как на Западе, а большие хоры. Тому примеры Государевы певчие дьяки, Патриаршие певчие дьяки, митрополичьи хоры, когда-то гремевшие на Святой Руси. В более приближенное к нам время коллективы преобразились, получили новые наименования, но традиция больших хоров осталась. В Русском Зарубежье в ХХ столетии большие хоры - явление общее. У Афонского, Спасского, Евца хоры насчитывали по 30-40 человек. У Ледковского в Нью-Йорке до 50 человек. У Фортунато в Лондоне и Красовского в Сан-Франциско до и свыше 50 человек. У Константинова в Сан-Франциско до 70 человек. Значит эмигранты это знали и пели службы с таким числом певчих. Да, не каждую службу, но Страстные и Пасхальные дни собирали именно такие хоры. Скажу от себя. В мою бытность регентом Успенского собора в Лондоне число певчих на воскресной литургии редко было меньше 30 человек - любителей, певших из любви к собору, к митрополиту Антонию, к церковной службе. Не за деньги! В каких ныне храмах России есть такие церковные хоры?
Наши планы ясные - идти по России с семинарами и школами. Организовывать их в малых и крупных городах страны, чтобы большее число местных церковных музыкантов приняли в них участие. Мы стремимся к возникновению в России Академии церковного хорового искусства. Звучит грандиозно! Реально? Да, но только с вашей помощью, поддержкой. И дело тут не в деньгах, не в помещениях, а в желании народа церковного иметь такую академию, чтобы церковно-певческое дело процветало и готовило кадры регентов, учителей пения, ученых-музыковедов, педагогов, певчих. Такая академия уже возникала в России в недрах Синодального училища церковного пения в Москве и Придворной певческой капеллы. Становлению помешала революция. И вот спустя 100 лет есть люди, которые думают об этом, готовят ее возникновение. Самое главное, что нет приказа сверху, нет давления. Мы свободны думать об этом и сами решать, нужна нам она или нет. И эту свободу дал нам Бог! И только в этой свободе такая академия и может возникнуть, как возник 30 лет назад ПСТБИ, как рождаются другие нужные людям дела применения и развития своих творческих сил и способностей. Но время академии еще не наступило, но мы трудимся, делаем малые шаги и мечтаем.
Мне хотелось бы здесь остановиться в своих раздумьях и пригласить вас принять в них посильное и заинтересованное участие. Я обозначил некоторые моменты нашей жизни и нашего дела, которое многие из вас восприняли, как свое. Нас это поддерживает и окрыляет. А если так, то и у вас могут быть соответствующие раздумья, вопросы и ответы. Давайте размышлять вместе. Так мы сильнее, а надежды наши крепче.
С уважением,
Евгений Тугаринов,
руководитель проекта «Русские регенты. Объединение»