Чудовская капелла певчих
Дмитрий Онегин
Целью настоящей работы является желание пробудить интерес к хоровому коллективу, который в наше время оказался незаслуженно забыт. Речь идет о капелле Чудова монастыря.
В 1883 году в газете "Московские ведомости" появилась статья H. Шереметевского, позднее вышедшая отдельной брошюрой, - "Краткие исторические сведения о московском хоре Чудовских певчих" [9]. Пятнадцатью годами раньше была опубликована статья историка Н. Розанова "Об устройстве Чудовского хора певчих в Москве" [7]. Однако в этих повествованиях, весьма коротко освещавших историю создания и первые шаги хора, ничего не было сказано об основном периоде деятельности Чудовского хора, по определению современников, лучшего на Руси церковного певческого коллектива.
С 1721 года, после учреждения в России Святейшего Синода церковная власть в Москве принадлежала Московской синодальной конторе. Чуть позже была образована, наряду с другими, московская епархия, которая подчинялась вновь назначенному архиерею. Первым таким архиереем был архиепископ Иосиф.
Своего хора у Иосифа не было, поэтому богослужения в епархии проводились при участии Синодального хора. После кончины архиепископа в 1745 году московская епархия вновь попадает в подчинение Московской конторы Синода. Назначенный в 1748 году новый епархиальный архиерей – преосвященный Платон власти над Московской синодальной конторой уже не получил. Не имея своих певчих, Платон принимает решение о создании отдельного архиерейского хора.
Первое упоминание об организации хора относится к 1750 году, когда архиепископ предписал, чтобы в Чудовом монастыре, месте жительства самого архиерея, были приготовлены жилые помещения для певчих и определен регент, который бы набирал в московской епархии певчих "добрых и искусных и в голосах исправных".
Первым регентом Чудовского хора был избран Прокопий Зарецкий, который получил специальную инструкцию следующего содержания:
«1. В Москве всех, как соборных, ружных, так и приходских церквей диаконов, церковников и священно- и церковнослужительских детей переосвидетельствовать, избрать из них в певчие потребное число искусных и голосами исправных, басистых, тенористых и альтистых, особливо же из мальчиков дишкантистых, чтобы гораздо к пению способны были и напрасно места не занимали. И кто избраны будут, записывать в реестр имянно и сколько оных избранных в пении обрестися может, оставить при добром смотрении в кафедральном Чудовом монастыре в определенных покоях, вручив всех их единому лучшему из них, чтобы обучались пению и не своевольничали…
…6. Чтоб священно- и церковнослужители детей своих оному регенту объявляли без всякой утайки, под опасением тягчайшего штрафования" [7, с. 164].
К сожалению, выбор первого регента оказался неудачным. Набрав некоторое количество певчих в Москве и оставив их в Чудовом монастыре, Зарецкий отправился, согласно одному из пунктов инструкции, в сторону Малороссии. Но доехал он только до первого города – Серпухова, и здесь, быстро потратив выданные ему 30 рублей, стал брать взятки за увольнение от определения в певчие. В конце концов он был изобличен и впоследствии судим.
Вместо выбывшего регента для обучения и надзора над певчими был назначен "из басистых" певчий Иван Яковлев Московский. Но, будучи малограмотным, новый регент не смог возглавить вновь образованный хор, численность которого была определена в 24 человека. И уже в 1752 году регентом "Чудовской певческой музыки" назначается иеродиакон Пантелеймон.
Неопределенное материальное положение хора сильно беспокоило архиепископа Платона. В конце 1751 года он издает свое знаменитое предписание московской консистории:
"По древнему от святейших патриархов определению на довольствие бывших патриарших, что ныне синодальные, певчих с имеющихся в Москве приходских церквей собиралось с единоприходных по полтине, а с двуприходных по 20 алтын; но те синодальные певчие, яко не собственно до нас ведением принадлежащие, в бываемыя наши священнослужения чинят многие неисправности и остановки и потому объявленное с церквей, яко уже находящихся в епархии нашей, довольствие получают себе напрасное" [8, с. 100]. Архиепископ постановил эти деньги выплачивать на содержание Чудовских певчих, а выдачу Синодальным прекратить.
Кроме того, Платон беспокоился и о качественном составе хора. Регент получает распоряжение вновь искать певчих близ Малороссии, особенно дискантов и альтов от 7 до 12 лет: "Детей выбрать без наималейшей фальши, самых лучших в показанные лета и в голосах исправных".
Каких-либо упоминаний о деятельности хора после смерти Платона найти не удалось: она ограничивалась лишь службами в Чудовском монастыре, количественный состав хора постепенно уменьшался.
Во всяком случае в 1757 году к приезду в Москву нового московского архиерея – митрополита Тимофея консистория срочно набирала малолетних певчих. Известно также, что Чудовский хор по этому поводу разучил специально написанный неким диаконом Савелием Поповским приветственный кант.
Судя по всему, делами Чудовского хора митрополит Тимофей не интересовался и никаких усилий для его благоустройства не предпринимал. Хор по-прежнему относился к штату Московского архиерейского дома. Как и прежде, певчие были разделены на 3 станицы по 8 человек в каждой.
Некоторое улучшение дел произошло в 1768 году с приходом нового митрополита Амвросия, который обратил внимание на хор. Набрав полный "комплект" малолетних певчих, Амвросий назначает учителей "с обязанностью обучать малых певчих партесному пению", а также "для обучения малолетних наукам". Для младших певчих в кельях Чудова монастыря были отведены специальные помещения. Очевидно, определенного места для жилья взрослых певчих, как это было оговорено в первых указах, в Чудовском хоре не было, хотя Амвросий и предполагал иметь для них специальные квартиры, но успеха в этом не добился.
И лишь архиепископ Платон Левшин, занявший кафедру московской епархии в 1775 году, дал возможность взрослым певцам хора жить и работать в Чудовом монастыре. При новом архиерее произошли многие перемены. В первую очередь они касались значительного усиления власти московского епархиального начальства и подчинения ему ряда учреждений, ранее принадлежавших Синодальной конторе.
Будучи знатоком и любителем церковного пения, преосвященный Платон много сделал и для улучшения состояния хора, пополнив его лучшими голосами, в первую очередь детскими.
Ежедневные репетиции значительно улучшили качество пения хора. Преосвященный серьезно подходил и к выбору регентов для хора, давая им конкретные инструкции, подобные той, которую в 1800 году получил священник Платонов-Шумилин:
"1. Быть ему, Платонову, архиерейского хора регентом и надзирателем.
2. Смотреть за учением их в пении и за исправностию самого учителя, а также, чтоб вся музыка была в порядке и устройстве.
3. Наблюдать, чтоб певчие были с лучшими голосами, а спадших с голосов или неспособных представлять к увольнению.
4. Ежели понадобятся лучшие голоса к музыке, то изыскивать их и, избрав, представлять…
15. За сии труды получать ему, Платонову, из певческой суммы по 100 р. в год, да подел из доходов певческих " [8, с. 113].
В начале XIX века уже многие священнослужители стали искать для своих детей места среди малолетних певчих. Прошения стали поступать и от учащихся семинарий, для которых пение в хоре могло помочь дальнейшему продолжению учебы, и от студентов духовных академий – помимо бесплатного жилья, дров, посуды, певчие были неплохо обеспечены и материально. Часто кружечные сборы в два раза превышали сумму жалованья. Интересно, например, следующее прошение певцов:
"Находясь мы в должности при Вашем Высокопреосвященстве получали положенное жалованье, а именно: иподиаконы по 100 р., певчие первой станицы по 60 р., второй по 48 р., третьей по 30 рублей в год, но достаточное и безбедное наше содержание зависело большей частью от архиерейских и других служений. Ныне, при всеобщем почти Москвы разорении лишились мы не токмо доходов своих, но и не имеем места для приюта" [16, д. №6, с. 85].
Прошение это датировано декабрем 1812 года, когда в Москве находилась французская армия, чье пребывание нанесло немалый урон и казне митрополита: "Певчие Московского митрополита лишились всего парадного платья от нашествия вражия, которое осталось на сей случай в Москве. Посему не благоугодно ли будет Вашему Преосвященству приказать сделать певчим платье парадное вновь, а суммы на оное потребно 3948 р. 50 к." [16, с. 304].
Это послание адресовано уже новому архиерею – архиепископу Августину, который одним из первых указов по хору увольняет регента Платонова-Шумилина, занимавшего этот пост в течение 12 лет, и на его место назначает священника Алексея Уварова, объясняв, что он "яко вдовый и бездетный и живущий в Чудовом монастыре, больше может иметь попечения о певческом хоре, а искусством своим в пении приведет его в совершенство" [8, с. 115].
Трудно сейчас представить, каким именно певческим искусством обладал Уваров, но справиться в полной мере с возложенными на него обязанностями он не смог. На репетициях и службах его все чаще заменяли певцы первой станицы М. Попов и П. Щастнев. Перестав совсем участвовать в службах, он тем не менее получал ежегодно 200 рублей из кружечного сбора помимо жалованья в 100 рублей, чем вызывал определенное недовольство певцов.
В 1819 году Уваров был уволен, а его место занял Иван Скворцов, певший в хоре еще с 1810 года. Он был первым регентом, который прошел все ступеньки Чудовского хора – от малолетнего певчего до певца первой станицы, а затем и регента. Практически все последующие регенты Чудовского хора проходили именно такой путь.
В ноябре 1821 года кафедру московской епархии занимает митрополит Филарет, один из самых влиятельных церковных деятелей XIX века, автор многочисленных работ по философии, теологии. За проповеди во время богослужений его называли "Московским Златоустом". Он был одним из составителей манифеста 1861 года об освобождении крестьян.
Именно с именем митрополита Филарета, который оставался главой московской епархии вплоть до своей смерти в 1867 году, связан расцвет Чудовского хора, В это время в хоре появляется целая плеяда певчих, со временем принесших ему почет и славу. В первую очередь это малолетние певчие Федор Багрецов и Алексей Мечев, впоследствии ставшие регентами хора, Андрей Стремлянов и Арсений Скворцов – солисты хора, специально для которых писались духовные сочинения.
В июне 1821 года в хор был зачислен Петр Мясоедов, человек, несмотря на свое краткое пребывание в нем, сыгравший большую роль в его становлении. (К сожалению, имя Мясоедова никогда не упоминалось в материалах, связанных с историей хора).
Петр Иванович Мясоедов родился в 1792 году в селе Гнани Орловской губернии. После обучения в Орловской семинарии в 1802 году он поступил в Орловский архиерейский хор, а в 1806 году был определен инспектором певчих. Будучи музыкантом, хорошо знавшим хор, Мясоедов с 1809 по 1822 год был регентом в различных певческих хорах – в городах Ельце, Ливнах, Орле.
В 1822 году, вскоре после зачисления в Чудовский хор, Мясоедов назначается походным регентом, в обязанности которого входило руководство лучшей частью хора, сопровождающей митрополита во время его ежегодных поездок в Петербург. Часто митрополит оставался в столице в течение всей зимы, и сопровождающие его певцы участвовали в службах в Троицкой церкви митрополичьего подворья.
Деятельность Петра Ивановича Мясоедова по управлению хором оказалась настолько успешной, что в январе 1831 года вышел указ о его назначении штатным регентом кафедрального хора [16, д.15, 260].
Определить, кто же действительно руководил хором в 1831 году, достаточно сложно. Архивные документы свидетельствуют о наличии в хоре двух регентов. Часть докладов подписана регентом Мясоедовым, другие – прежним регентом Онисимом Соколовым.
Но уже в январе 1832 года, судя по документам, "хора Его Высокопреосвященства регент Петр Мясоедов просил по расстроенному его здоровью от должности регента уволить и дать для свободного проживания в России паспорт, причем приложил свидетельство о болезни своей" [16, д.16, 3]. Письменного же вида на проживание в России регенту Мясоедову выдано не было. И в возрасте 41 года этот музыкант, под руководством которого певцы Чудовского хора в течение ряда зим радовали своим искусством петербургских любителей церковного пения, просит определить его в число братства Чудова монастыря, "с тем вместе и предоставить его к пострижению в монашество".
Забота о качественном составе хора как со стороны регентов, так и самого митрополита была постоянная. Встречаются в этот период указы об исключении из хора малолетних певчих, "спадших с голоса", но оставленных "при хоре до открытия голоса". В хор Чудова монастыря поступают и прошения о принятии от певчих Синодального хора; были прошения и наоборот – об определении в Синодальный хор, на таких прошениях обычно стояла резолюция - «Не уволить: ибо нужен для нашего хора…». Еще летом 1822 года было опубликовано "Мнение Государственного Совета, по которому значительно увеличивалась сумма на содержание певчих при архиерейских домах. А через 4 года вышло "Подробное изъяснение о производимых на певчих сумм и о полагаемых к тому прибавках". Согласно этому документу, все архиерейские дома были разделены на 3 разряда. К 1-му разряду относились Киевский, Новгородский, Московский и Санкт-Петербургский дома.
Согласно реестру, певчие архиерейских домов 1-го разряда должны были получать: первой станицы - 90 рублей вместо 60 в год, второй - 72 вместо 48, третьей - 60 вместо 30 рублей в год.
Правда, еще в 1840 году суммы, получаемые певчими, были прежними, а общее увеличение сумм для архиерейского дома, вероятно, шло на покрытие расходов, связанных с проживанием и питанием певчих. Но, судя по всему, штатные суммы и в 40-х годах были не основным видом дохода. По воспоминаниям современников, Чудовский хор в торжественных случаях выступал в количестве 60 человек, хотя штат оставался прежним – 3 станицы по 8 человек. Все остальные певцы довольствовались суммами, получаемыми от богослужений.
В день увольнения Петра Мясоедова (29 января 1832 года) был издан указ "об определении коллежского асессора Василья Федорова Парижского штатным регентом Кафедрального Его Высокопреосвященства певческого хора" [16, д.16, 4]. Василий Парижский был дворянином, любителем церковного пения, в 1834 году он стал управлять Синодальным хором.
В 1840 году регентом Чудовского хора назначается Федор Алексеевич Багрецов, музыкант, с именем которого связан расцвет коллектива. При поддержке митрополита Филарета Багрецов принялся за обновление состава хора, пополнив его лучшими голосами. Кроме того, "он резко переменил манеру пения, и из прежнего крикливого, вычурного сделал его спокойным, осмысленным и строго музыкальным" - пишет биограф Багрецова Н. Зипалов [1, с.13].
Новое звучание хора не сразу пришлось по вкусу московской публике, но уже вскоре имя Багрецова стало широко известно, а за "Чудовским хором установилось на долгое время первенство не только среди московских хоров, но он выдерживал сравнение с известным хором крепостных певчих графа Д. Н. Шереметева, находящимся под управлением талантливого регента - композитора Г. И. Ломакина, так равно и с Придворной Капеллой" (там же). С этого времени Чудовский хор не ограничивается пением только в Алексеевской церкви Чудова монастыря. В 1843 году граф Шереметев во время своего приезда в Москву был поражен услышанным им обновленным пением митрополичьего хора и пригласил его петь в церкви Странноприимного Дома, где до этого пел его собственный хор. Постоянным местом служения певчих становятся храмы Вознесения Господне в Елохове, Успения на Могильцах, Университетская церковь, Часовня Иверской Божьей Матери и др. Вскоре в церквах, где пели чудовские певчие, стала собираться вся столичная интеллигенция. По воспоминаниям современников, се "храм бывал переполнен высшей аристократией и любителями церковного пения, съезжавшимися сюда из всех концов Москвы, чтобы послушать образцовое пение Чудовского хора" [1, с.16].
Ф.А. Багрецов не ограничивался чисто обиходными сочинениями, во время служб исполнялись духовные концерты. Впервые в Москве хор исполнил двуххорное сочинение Дж. Сарти «Отче наш" и двуххорную Херувимскую Д. Бортнянского. Благодаря Багрецову московская публика познакомилась с сочинениями Бортнянского, ранее в Москве не звучавшими[1].
В апреле 1864 года с благословения митрополита Филарета был дан публичный духовный концерт соединенными хорами Чудовских и Синодальных певчих под управлением Федора Алексеевича Багрецова (Синодальным хором в то время руководил его ученик - В.И. Зверев). Публика оказала исполнителям восторженный прием. Современники отмечали удивительную скромность мастера: "Управление хором велось так, что, не зная лично управителя, трудно было отличить его от других певцов, – так мало выделялся он среди своих подчиненных, которые угадывали каждый его взгляд и незаметный для других жест" [14, 1899, №7]. Во время концерта дирижёр обычно становился лицом к публике в середине пространства, образуемого хором, тем самым разделенным на две части.
В течение нескольких десятков лет московская публика наслаждалась прекрасным исполнением духовной музыки, звучавшей под управлением Ф. А. Багрецова.
"Отличительной особенностью пения хора под управлением Федора Алексеевича было строго церковное направление, заключающееся в необыкновенной стройности, соединенной с художественностью исполнения, когда множество голосов сливаются в один гармонический аккорд. Он умел так овладевать вниманием певцов, что они пели как один человек. Багрецов был одарен светлою искрою огня вдохновения, которая сообщалась от него и всем исполнителям церковных песнопений под его руководством", - отмечала пресса [10, 1899, №7]. Скончался Федор Алексеевич Багрецов в мае1874 года.
Почитателей таланта Багрецова волновал вопрос: кто же станет его преемником, кто с честью займет ответственное место регента Чудовского хора? Все склонялись к мнению, что поддерживать коллектив на том уровне, которого он достиг при Багрецове, может лишь человек, хорошо знакомый с манерой пения именно этого хора, и естественно, регентом должен быть кто-то из сподвижников покойного. Интерес представляет статья, появившаяся в газете "Современные известия": "В Чудовском хоре есть двое талантливых учеников Федора Алексеевича - П.А. Скворцов и П.И. Сахаров; это – люди, уже заявившие себя как дирижеры-мастера. Оба они хорошо и основательно знакомы с церковным пением и обладают нешуточным музыкальным образованием, и кроме того певцы… А главное, как известно, оба они благоговеют перед памятью покойного учителя и совершенно усвоили его дух и понимание, следовательно только они одни и могут поддерживать славу знаменитого хора" [15, 1874, №127].
Однако митрополит не решился доверить руководство хором пусть талантливым, но еще молодым людям. Регентом Чудовского хора был назначен Алексей Иванович Мечев.
Судьба Мечева во многом схожа с судьбой Багрецова. Подобно последнему он родился в достопамятном 1812 году в семье священнослужителя, а в 1820 году поступил в Чудовский хор одновременно с Багрецовым, где в течение многих лет оба мальчика пели вместе, "Еще перед Рождеством Багрецов с Мечевым как солисты начали готовиться к посту и разучивать трио ("Воскресни Боже" Бортнянского)" … пишет Н. Зипалов [1, c.11].
Затем Мечев последовательно занимал должности учителя в хоре, "походного" регента и, наконец, старшего помощника регента (Багрецова).
Приняв хор, Алексей Иванович Мечев, не обладающий таким ярким талантом, как его предшественник, все же старался сохранить коллектив в надлежащем виде.
По-прежнему выступления хора в зале Благородного собрания, проводившиеся регулярно 3-4 раза в год, собирали полные залы, по-прежнему хор считался первым в Москве, несмотря на многочисленные административные неурядицы, растущие год от года. Однако в периодической печати стали проскальзывать критические заметки, касающиеся деятельности хора и его руководителя.
В марте 1879 года Мечев решил оставить Чудовсвий хор, работа в котором требовала постоянного напряжения и большой ответственности. В последующие годы он руководил хорами в учебных заведениях, монастырях, у частных лиц. Умер Мечев в феврале 1907 года.
Как сообщила газета "Современные известия" за 1879 год, "регентом Чудовского хора назначен по просьбе хора и по благословению епархиального владыки Петр Ионович Сахаров, один из даровитейших учеников покойного А. Багрецова.
П.И. Сахаров, несмотря на свою молодость настолько успел зарекомендовать себя как учитель пения в хоре и талантливый дирижер, что уже давно имеет очень большой круг почитателей из числа любителей и знатоков церковного пения. 20 марта получен указ об утверждении г. Сахарова в звании регента Чудовского хора" [15, 1879, №81].
Родился Петр Сахаров 21 августа 1848 года в селе Никольское-Ползево Богородского уезда. Сын псаломщика, он с самого раннего детства был воспитан в любви к православной службе. Десятилетним мальчиком Сахаров приехал в Москву и был принят в число малолетних певчих Чудовского хора, с которым в дальнейшем оказалась связанной вся его жизнь.
Прекрасный голос и выдающиеся музыкальные способности юного певчего обратили на него внимание Ф.А. Багрецова. Регент приблизил Сахарова к себе и принял деятельное участие в его судьбе. В 1866 году Сахарову было поручено обучать пению малолетних хористов и управлять отделениями хора во время службы в различных церквах.
Казалось бы, все в судьбе молодого регента складывается удачно, но проходит чуть более двух месяцев после его назначения, и в той же газете "Современные известия" читаем: "Нам сообщают, что высокопреосвященный митрополит Макарий благословил быть регентом знаменитого Чудовского хора Павла Арсеньевича Скворцова, одного из любимых учеников покойного Ф.А. Багрецова.
П.А. Скворцов обязан назначением в регенты не только своим замечательным способностям, как музыкальным вообще, так и дирижерским в частности, перворазрядному диплому на званиерегента, но и ходатайству некоторых высокопоставленных лиц.П.И. Сахаров, исполнявший после увольнения г. Мечева должность регента, остается помощником регента и учителем пения вхоре" [15, 1879, №149].
При чтении этих двух газетных заметок невольно обращаешь внимание на то, что Сахаров был назначен "по просьбе хора", тогда как Скворцов – по "ходатайству некоторых высокопоставленных лиц".
Не умаляя всех достоинств П.А. Скворцова, который безусловно много сделал для Чудовского хора, следует все же сказать, что столь поспешное понижение в должности П.И. Сахарова не принесло хору пользы. Сравнивая их дальнейшие творческие пути, можно с уверенностью говорить о превосходстве таланта Сахарова.
Обида на несправедливое решение не позволила Сахарову оставаться далее в Чудовском хоре, и сразу же после назначения Скворцова регентом он покидает коллектив. Оставшись без постоянного заработка, Сахаров предпринимает весьма ответственный и в некоторой степени рискованный шаг: он организует собственный хор.
В последующие десять лет Петр Ионович Сахаров становится безусловным лидером среди регентов московских хоров, всеобщим любимцем москвичей. Он впервые исполнил "Литургию" и "Всенощную" П. И. Чайковского в Москве, руководил концертами соединенных хоров в московском манеже. Ни один из хоровых дирижеров не выходил на концертную эстраду так часто, как Сахаров. В многочисленных концертах практически ни одно из произведений не повторялось.
В целом же, анализируя концертные выступления Сахарова, можно отметить, что во все без исключения программы были включены сочинения Д. С. Бортнянского, таким образом именно Сахаров продолжил традицию исполнения сочинений Бортнянского, любовь к музыке которого ему привил Ф.А. Багрецов. Среди любителей духовной музыки слыло мнение, что в Москве стало два Чудовских хора, и предпочтение отдавалось хору Сахарова. Так, по свидетельству современников, на одном из концертов, где присутствовал весь цвет московского купечества, а также высшие духовные чины, "Петру Ионовичу была поднесена прекрасная большая лира из живых цветов, а затем громадный серебряный поднос с серебряными чайными приборами работы П.А. Овчинникова. На подносе была вычеканена надпись: "Ученику незабвенного Федора Алексеевича Багрецова, Петру Ионовичу Сахарову 21 февраля 1882 года от любителей духовного пения". Взрыв рукоплесканий и клики были оглушительные, не умолкавшие по нескольку минут: словом, подобного успеха не имел и сам покойный Багрецов" [11, 1882, №53].
Несколько иначе складывалась творческая судьба Павла Арсеньевича Скворцова. Родился Павел Скворцов в 1852 году. Отец его, Арсений Иванович был певцом-солистом Чудовского хора, что во многом определило будущее его сына. Вступив в состав хора в 1860 году, молодой Скворцов, как обладатель отличного голоса (альта), скоро стал солистом. В 1868 году он поступил в Придворную певческую капеллу в регентские классы, где получил сначала аттестат 2-го, а затем и 1-го класса. Став регентом Чудовского хора, Павел Арсеньевич Скворцов старался следовать лучшим традициям своего учителя. Помимо архиерейских служений и выступлений по приглашениям, Чудовский хор ежегодно давал несколько концертов в зале Благородного собрания, реже – принимал участие в собраниях Общества любителей церковного пения. И всюду его сопровождал громкий успех, лавровые венки, хвалебные отзывы на выступления. Но внешний успех концертов Чудовского хора, возглавляемого П.А. Скворцовым, не мог тем не менее скрыть многих недостатков в пении коллектива. Уже после первого концерта, состоявшегося 23 марта 1880 года, несмотря на то, что, по словам современников, "москвичи и любители, поклонники Чудовского хора, расходились с концерта успокоенные за судьбу своего возлюбленного хора, найдя его в хороших, верных руках" [15, 1880, №83], в рецензиях помимо хвалебных слов указывалась и "некоторая вялость, обрывочность пения, обилие ненужных пауз, раздельность слов текста на слоги, вследствие чего живая певучесть, сочность звуков исчезла, а вместо того появилась какая-то сухая угловатость и манерность, несвойственная и непростительная Чудовскому хору (там же). Были и совсем обидные высказывания, например: "Знаменитые при жизни Багрецова Чудовские певчие во всех отношениях были хуже придворных, а в теперешнем своем виде, так же относятся к капелле, как расстроенная гитара к тысячному роялю Бехштейна" [15, 1883, №144].
Справедливости ради следует привести и противоположное мнение: "За богослужением присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и еще некоторые лица, приехавшие из Петербурга на праздники в Москву. Их поразило превосходное пение знаменитого Чудовского хора. Ничего подобного, по их словам, нельзя слышать в Петербурге" [15, 1884, №351].
П.А. Скворцов, в отличие от своего предшественника A.И. Мечева, безусловно обладал хорошими организационными качествами. Благодаря его усилиям и по его инициативе в 1883 году при хоре было создано Чудовское благотворительное общество. "Общество это имеет целью по мере развития средств своих оказывать денежную и всякого другого рода помощь подвергающимся серьезным болезням, потере голоса и разным несчастным случаям членам хора и их семействам, а также выдавать пенсии за долговременную службу в хоре, приискивать средства для улучшения быта лиц, принадлежащих к хору и их семейств, привлекать в хор лиц, обладающих хорошими голосами, и наконец выдавать по мере развития средств ежемесячное пособие вдовам умерших членов хора, у которых остались дети" - [15, 1883, №297].
В 1885 году при содействии П.А. Скворцова была открыта школа для певчих Чудовского хора. Павел Арсеньевич, без сомнения, был хороший музыкант и грамотный учитель пения, однако для руководства таким коллективом, каким был Чудовский хор, этого оказалось недостаточно.
Пение под его руководством часто называли "тяжелым и для певцов, и для слушателей". Вероятно, и церковное начальство полностью не было удовлетворено состоянием дел в хоре. Во всяком случае, когда весной 1888 года Чудовский хор должен был выехать с концертами в Петербург – своего рода ответный визит на московские концерты Придворной певческой капеллы в 1883 году, митрополит Иоанникий не разрешил поездку П.А. Скворцову, сославшись на то, что не может на целую неделю оставить без певчих кафедральный собор. (В 1883 году Чудовскому хору было дано право петь во время служб в открывшемся кафедральном соборе – храме Христа Спасителя. )
29 марта 1888 года в зале Кредитного общества на Петровке состоялся духовный концерт Чудовского хора. Публики на нем было немного, всего около 250 человек и то преимущественно на дешевых местах. Это был последний концерт Павла Арсеньевича Скворцова в качестве регента чудовских певчих. В октябре он покинул Чудовский хор с намерением открыть свой собственный хор.
По этому поводу в газете было дано объявление: "Бывший регент Чудовского хора П. А. Скворцов, организуя в Москве свой собственный образцовый хор, принимает певчих – как взрослых, так и мальчиков с хорошими голосами на приличное жалованье.
Лиц мне не известных, со слабыми голосами и без рекомендации о поведении прошу не являться. Испытания в помещении хора на Малой Никитской в д. Мейсер ежедневно с 1 до 3 часа" [11, 1888, №346]. (Интересно отметить, что по этому же адресу с октября 1887 по август 1888 года находился со своим хором П.И. Сахаров.)
После отставки Павла Арсеньевича его место занимает Алексей Егорович Светлов, двадцатисемилетний помощник Скворцова. В течение трех зим А.Е. Светлов, будучи помощником регента, сопровождал митрополита Иоанникия в Петербург в качестве походного регента, где обратил на себя внимание петербургских любителей церковного пения, посещавших церковь Троицкого подворья.
Вскоре после назначения регентом А.Е. Светлов вышел на сцену Биржевого зала в одном из собраний Общества любителей церковного пения, а затем в течение двух лет выступал в этом же зале. (Выступления Чудовского хора под управлениям A.Е. Светлова состоялись 6 ноября 1888 года, 21 ноября 1889 года, 21 ноября 1890 года.)
Подняться же на концертную эстраду Большого зала Благородного собрания, где обычно давались духовные концерты, с полной программой он не смог. Причиной тому была прогрессирующая болезнь. Все чаще на службах его заменяет помощник И.Н. Зубатов, грамотный музыкант, также воспитанник хора.
Наконец самочувствие А.Е. Светлова настолько ухудшилось, что осенью 1891 года он вынужден был уйти из хора. Скончался Алексей Егорович Светлов 18 января 1892 года. В очередной раз встала проблема поиска кандидатуры на должность регента хора.
Кто же еще мог лучше подойти для этой роли как не прославленный Петр Ионович Сахаров, прозванный среди музыкантов "белым регентом", получивший звание Личного почетного гражданина и кроме всего прочего бывший уже однажды регентом чудовских певчих?
П.И. Сахаров, теперь уже первый регент Москвы, принимает Чудовский хор как опытный и известный хоровой дирижер.
Прежний свой хор, принесший ему славу и исправно кормивший его все эти годы, он не распускает, а передает под управление своего товарища и ученика Николая Акимовича Иванова, некоторое время руководившего провинциальным Милютинским хором в селе Раменском. (Позднее, в 1904-1905 годах Н.А. Иванов управлял Чудовским хором.)
Приняв хор, Сахаров приступает к активной работе по его улучшению. Благодаря стараниям регента в хоре появилось много новых певцов, обладающих прекрасными голосами. Начинается кропотливая работа над репертуаром. Петр Ионович не стремится сразу же обновить программу хора; вычищение повседневного, служебного репертуара – вот его первые шаги. Следует сказать, что с первого же момента регент чувствует участие митрополита Леонтия в реорганизации его хора.
Заинтересованный в том, чтобы прихожане храма Христа Спасителя, Богоявления в Елохове, Успения в Могильцах и других соборов, где постоянно пели отделения Чудовского хора, получали наслаждение от прекрасной духовной музыки, митрополит внимательно следит за успехами П.И. Сахарова.
10 февраля 1892 года владыка Леонтий осчастливил хор своим посещением. Встреченный руководством хора (к начальству в это время относились протоиерей кафедрального собора А. Соколов, эконом Троицкого подворья, где жили певчие, иеромонах Й. Памва, регент П. Сахаров и инспектор хора А. Соловьев), митрополит проследовал в певческий зал и прослушал несколько произведений, прозвучавших под управлением Сахарова.
Его Высокопреосвященство весьма лестно отозвался по поводу исполнения и, осмотрев певческое помещение, посетил П. Сахарова в занимаемой им квартире на Троицком подворье. Сочувственно отнесясь к желанию регента возобновить концертную деятельность хора, митрополит дал согласие на проведение концерта в самое ближайшее время.
Этот концерт, имевший, по оценке критики, "выдающийся успех" состоялся 15 марта в знакомом для исполнителей зале Благородного собрания. Однако, несмотря на столь удачное выступление, Петр Ионович сразу же ощутил всю тяжесть положения руководителя митрополичьего хора. Ему ставили в упрек излишнюю страстность теноровых соло и экспрессивность альтовой партии, "что было весьма красиво, но вносило в пение Чудовского хора элемент чуждый ему".
Мнение высшего церковного начальства о том, что "назначение всякого церковного хора, а Чудовского в особенности, менее всего должно состоять в артистичности и виртуозности воспроизведения сочинений, имеющих слишком слабое отношение к церковности" [13, 1892, №76], заявлялось открыто, и с этим следовало считаться.
В эти годы на плечи регента Чудовского хора ложатся дополнительные обязанности. Митрополит Леонтий обратил внимание на неудовлетворительное положение многих московских певческих хоров и плохое исполнение ими церковных песнопений. В связи с этим регенту Чудовского хора П.И. Сахарову было поручено составление каталога церковных песнопений, которые должны были использоваться всеми духовными хорами.
Определенных временных затрат требовало и председательство Сахарова в Чудовском благотворительном обществе. Как правило, председателем общества избирался регент хора. После прихода в хор Сахарова (по свидетельству очевидцев и согласно отчетам общества) материальное положение Общества упрочилось. По предложению Петра Ионовича, один процент от сумм за пение в различных местах отчислялся в пользу Общества, кроме того именно при Сахарове стали практиковаться духовные концерты, выручка от которых целиком шла на нужды Общества. Так по настоянию П.И. Сахарова в 1893 году было назначено ежемесячное пожизненное пособие в размере 15 рублей вдове регента Чудовского хора М.Е. Светловой. (Позже, в 1909 году, вдова самого Петра Ионовича – А.Е. Сахарова обратилась в Общество, для которого столько сделал ее муж, с просьбой о единовременном денежном пособии, и ей было отказано!)
Годы руководства П.И. Сахарова Чудовским хором были годами триумфа Чудовских певчих и их руководителя.
В то время Синодальный хор уверенно завоевывал авторитет благодаря кропотливой работе В.С. Орлова и, может быть, в большей степени благодаря стараниям С.В. Смоленского. В 1890-е годы активно выступал на поприще духовного пения и хор Московской оперы. Из частных хоров наибольшей популярностью пользовались капеллы Ф.А. Иванова и С.В. Васильева. У каждого из этих коллективов было большое количество почитателей, не пропускавших не только концерты, но и те службы, на которых пели эти хоры.
Однако такому количеству поклонников, такому восхищению, каким были окружены Чудовские певчие, мог бы позавидовать каждый из перечисленных коллективов.
Благодаря таланту Петра Ионовича Сахарова, не только музыкальному, но и не в меньшей степени педагогическому, хор превратился в единый, прекрасно отлаженный механизм. Коллектив выходил на концертную эстраду, часто не имея перед этим ни одной репетиции, и всегда добивался исключительных успехов. "Приятно было любителям чувствовать… в этом хоре, не имеющем соперников, необходимое взаимоотношение между талантом и энергией регента как учителя и дирижера, и внимание к нему со стороны певцов" - писала газета [13, 1894, №74].
Слава Чудовского хора росла с каждым годом, и 1895 год стал ее кульминацией. "В Москве множество певческих хоров, и каждый из них имеет свой кружок любителей. На Чудовском хоре все кружки сливаются в один" - читаем в "Русском листке".
22 октября 1895 года на 49-м году жизни Петр Ионович Сахаров скончался.
Еще несколько лет хор Чудовских певчих успешно выступал на концертной сцене. Торжественно был отмечен и 150-летний юбилей коллектива в ноябре 1900 года, в честь чего были сделаны памятные серебряные жетоны. Но слава коллектива постепенно угасала.
Вскоре после юбилейных торжеств Чудовский хор перестал петь в храме Христа Спасителя – постоянном месте служения московского митрополита, не стал выступать с концертами и в Зале Благородного собрания.
Частая смена регентов довела некогда прекрасный коллектив до весьма плачевного состояния: после смерти П. И. Сахарова регентом был назначен И. Н. Зубатов; в 1897 году его место занимает талантливый регент С. А. Солнцев, впоследствии руководивший собственным прекрасным хором. В 1901 году свои силы пробует вновь П. А. Скворцов, но, пробыв на этом посту несколько месяцев, уступает его В. И. Нечаеву, а тот в свою очередь в 1904 году - H. А. Иванову. В 1906 году регентом становится В. В. Федотов, а после его смерти в 1908 - Я. В. Никольский. В 1909 году последнего сменил замечательный музыкант - К. К. Варгин, к сожалению, рано умерший. В 1912 году регентом стал А. М. Макаров, в следующем году - В. М. Златницкий.
Еще в 1907 году С. Смоленский в письме к И. Липаеву писал: "Начали хозяйничать неподходящие умники в Чудовском хоре – и пропал он, по справедливости называвшийся превосходным" [12, 1907, №39/40].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Зипалов Н. Опыт биографии Ф. А. Багрецова в историко-музыкальном отношении. - Владикавказ, 1914.
2.Лисицын М. Летние впечатления. - Спб, 1910.
3. Московский кафедральный Чудов монастырь. - Свято-Троицкая лавра, 1896.
4. Отчеты Чудовского благотворительного общества. - М., 1892-1914.
5.Покровский А.Хоровое церковное пение, его значение и постановка. - Новгород, 1900.
6.Разумовский Д.Церковное пение в России. - М., 1867-68.
7.Розанов Н. Об устройстве Чудовского хора певчих в Москве // Об архиве Московской духовной консистории. - М., 1868.
8. Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. - М., 1868.
9.Шереметевский Н.Краткие исторические сведения о Московском хоре чудовских певчих. -М., 1884.
Периодические издания
10. "Душеполезное чтение", 1899, № 7.
11. "Московский листок", 1882, №53; 1884, № 351; 1888, № 346.
12. "Русская музыкальная газета", 1907, №39/40.
13. "Русский листок", 1892, № 79; 1894, № 74.
14. "Семья", 1899, № 22.
15. "Современные известия", 1874, № 127; 1879, № 81, 149; 1880, № 83; 1883, № 144, 297.
Архивные документы
16. ЦГАДА, ф.1207, д.№ 1- 42.
17. ЦГАЛИ. ф.1183, оп.9, ч.2, №29.
[1]Основу концертного репертуара капеллы составляли авторские сочинения. Наибольшей популярностью пользовались, помимо Бортнянского, духовные концерты С. Дегтярева, А. Веделя, А. Львова. Регенты хора охотно включали в репертуар и сочинения, не звучавшие до того времени.