Истории одного регента

Илья Вашерук

Однажды я гулял по лесу, безрассудно…
Тропинкою шагая вдоль ручья,
Я вглядывался в чащу, может что-то
Здесь интересное увижу я..
Но всё здесь было как и прежде…
И лишь на кончике сухой иглы
Пищал Комар, барахтаясь в надежде,
что сможет вырваться из капельки смолы!
И это привлекло моё вниманье, - поближе встав,
Я с интересом наблюдал, какое он прикладывал старанье
Что б вырваться, но Он уже устал…

И утомлен неравною борьбою,
И, видно, суждено ему здесь умереть…..
Так часто, человек, случается с тобою:
«ты можешь влипнуть раз – и больше не взлететь».
Константин Семёнов
(одноклассник, погибший согласно собственному стихотворению)

Мы все тогда, юные «оторвы», «шагали безрассудно…»
На каком-то внутреннем подъеме, неизвестно откуда произраставшем..
И я, также вместе со всеми, вернее – параллельно или одновременно, шагал безрассудно по старой Москве! Ах! Кто помнит Москву 70-х и 80-х – тот хорошо меня поймет! Москва = Любовь!
Однажды, после окончания Консерватории, сразу после дирижирования на Дипломе (150 человек хор, Бах Магнификат), мы все побежали в столовую голодные волки и ко мне подсела неизвестная женщина, которая произнесла неожиданные слова: «Я уполномочена Вас пригласить 3-м дирижером в Киевскую оперу!» Мало что понимая, я всё же произнес эту фразу, о которой не ни разу не приходилось жалеть: «Вы знаете – сказал я, - я так люблю Москву, что никогда отсюда не уеду!»
Опустим подробности, но теперь вы знаете, что такие чудеса может творить только Любовь! Я родился в Москве, жил в Москве, учился в Москве, и училище и консерватория и армия и даже голодные времена в Москве.
И вот, конечно, я юнец – шагая безрассудно по Москве, рассматривал всё подряд. И с мамой мы ходили также, и с бабушкой.
Внимание моё было привлечено одной интересной игрой воображения, уж не знаю почему, но я, рассматривая здания пытался угадать, было ли это здание раньше церковью или нет… Позже у меня даже завелась подробнейшая карта Москвы, на которой я кружочками ставил предположения – мол, - это церковь, хотя в реальности я видел – гараж, склад, книжный магазин, дом культуры и прочее.. Мне просто очень нравились всякие разные красивые закругления и «излишества» на домах. По этой же причине я старался зарисовать все беленькие и красненькие детальки на Спасской башне Кремля. Но какова же была радость, когда через пару десятков лет предположения мои начали сбываться и Церкви вдруг стали «дорастать» до куполов, как грибы, когда-то остановившиеся в развитии…
Нет, я не был верующим, ни неверующим. Моя бабушка говорила мне, что когда Гагарин летал в космос, то Бога там не видел, и на этом все мои семейные разговоры о Боге были исчерпаны… Отец был военный, мама страстнейше покланялась стихам и культуре.
Однако, произошли события, которые, атакуя меня с другой стороны, проникли в сердце незаметно и навсегда…
Слава нашему великому и могучему Виктору Сергеевичу Попову и Рудольфу Баршаю и еще неизвестным бойцам невидимого фронта где-то там, НАВЕРХУ, пробившим в те застойные времена разрешение исполнить «Страсти по Иоанну» И.С.Баха в Москве
Я прямо, в прямом смысле, ПОПАЛ! Хоровое училище это учило, и пели премьеру в Большом зале консерватории и потом не раз и не два, и разными составами… и еще «Стабат матер» Дж.Перголези. Это меня конечно подкосило. Музыка звучала день и ночь в ушах. Да и Попов!!! Да и Баршай с его ритмизированной нижней челюстью… )))
В общем еще не очень плотно, но иногда я у бабушки стал открывать Библию и Евангелие и почитывать те слова, которые знал наизусть по-немецкииз уст Евангелиста Алексея Мартынова: «JesusgingmitseinerjungernuberdenbachKidron, sowareinGarten….»
Зацепило не знаю как… неизвестно было за что, но зацепило серьезно.
К тому же ввиду послабления социальных запретов и слежки за студентами, «можно стало незаметно» ходить и подрабатывать в церкви певчими. И вот однажды, «тропинкою шагая вдоль ручья и вглядываясь в чащу» я заметил, что вышеназванный мой одноклассник, Костя Семенов, автор стихов эпиграфа этого рассказа, по секрету раздаёт аутентичные стихи к 32-му концерту Бортнянского, который, разумеется, все знали наизусть со словами Киры Алемасовой: для тех кому не удалось вкусить, напоминаю:
«Того, кто правдой жив – ничтоооо не страши-и-и-т! В ней одной он найдет
Свееетлых сил родник могу-учий! С ней одно-о-ой и смерть победит!»
И так дальше и так дальше…
Когда я стал петь про себя внутренним слухом подставляя родной текст, со мной стало твориться что-то невероятное: «Скажи ми Господи, кончину мою. И число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз. Убо образом ходит человек, сокровищенствует, и не весть кому соберет я…»
Следующий поворот случился на крещении. Моя будущая жена, Катя как-то на лестнице общежития консерватории сказала почти мимоходом – «А пойдем, покрестимся?» А я ей ответил, что «я и так верующий, зачем креститься? Вот если скажешь зачем и я поверю, тогда пойдем!» и она-таки сказала, просто и без лишнего: «Мне кажется, что если мы крестимся, то делаем то же самое, что делали наши отцы, деды, прадеды, прапра…» и мы пошли.
Этот день я не забуду никогда: что-то кто-то пел, переодевались, ходили кругами, читали по бумажке, отрекались и соглашались… Ничего не понял! Вышли на улицу, хуже погоды нельзя придумать даже, как говорил Задорнов на улице «стоял суровый МИНУС!» При этом с неба валила какая-то мокрая ледяная каша и дул такой ветер, что трудно было стоять. Перепрыгивая какой-то сугроб я промахнулся и угодил в него почти по пояс, сразу промок до нитки, …, …, но вот что СТРАННО: в душе танцевала ОРАНЖЕВАЯ РАДОСТЬ… и это было, как сейчас бы сказали, «ужас как прикольно». В жизнь что-то очень сильно добавили.
Когда же через несколько лет Сашка Горошкин (сосед-тенор в хоре Баховского центра) предложил мне петь в церкви, я спросил – где это? И он-таки называет место моего КРЕЩЕНИЯ – да тут рядом – церковь Иоанна Воина на Пресне. Это был «шок от совпадения» и я немедленно согласился.
Конечно, все ждали тенора из консерватории, но те позорные месяцы, которые я провел в начале моего певческого пути описывать нет никаких сил и мужества. Год позора и унижений. Оказалось, что ни в училище, ни в консерватории толком не учат читать с листа со словами без остановок. А что происходит с метро-ритмом никто даже объяснять не хотел – почему половинка читается как восьмая, а иногда – наоборот! Ахахаха! Это могло бы быть очень весело, если бы не стыд и нежелание окружающих помочь разобраться: «Год пройдёт – привыкнешь!»
Хотим мы того или не хотим, то хук справа, то хук слева, то апперкот.
Некоторые фразы, благодаря дьякону и Священству проникали сквозь броню шагающего безрассудства: а он как выйдет, как руку поднимет, да как затянет: «Твоя-а-а-а от Твои-и-и-х, Тебе приносяще, от все-е-ех и заааа вся-а-а-а.» До сих пор помню… … … …
Из этой церкви вышла никем не разрабатываемая наука: «Как читать с листа.» Чтение с листа певческое, интервальное, ладовое, рисуночное, луночное, дирижерское. Слышали такие?
Идем дальше – работы по консервации Храма Казанской Божией Матери в деревне Пучково, что близ Троицка. Это уже реально начало истории! Приехали!
Я уже во всю интересуюсь Евангелием и купил Его в параллельном переводе. Сижу рисую букоуки, славянские, как башенки кремля или что вроде того. Каждая букоука на вес золота на листочке А4. На какой-то странице 11гл. от Матфея происходит то, что не благословляется рассказывать со стороны священства в публичной беседе. Опустим! Скажу только одно – бегая по лесу окрест Троицких земель всё думаю – надо идти в церковь, надо, надо, надо и в этот же момент навстречу по лесу идет пританцовывая мой будущий батюшка и духовник – о.Леонид (Царевский). Я говорю – «приду!» И он отвечает – «приходи!»
… … …
Ну не обидно, А? Ну почему так просто? И никакой Мистики, главное.
А мистика в том, что с тех пор мы на этой тропе ни разу больше не встречались, хотя дорога в Храм была одна.

Самый замечательный разговор в моей жизни:
Итак, приступаю к атаке:
Я: Батюшка! Давайте я Вам хор хороший сделаю в церкви? (а я к тому времени уже Худрук Троицкого камерного хора, лауреатства, Польша, Германия, Италия, Финляндия и все дела).
О.Л – а у меня хор хороший!
Я: (искренне) Да Вы что!!??
О.Л: – я хорошо!
Я: Вы шутите? Он же плохо поет!
О.Л: Да не же! Он хорошо поет!
Я: да ведь плохой хор!
О.Л: да нет же – хороший хор!
И так продолжалось довольно долго… Он мне с улыбочкой, я же серьёзно распаляясь, думаю – ведь издевается же! Или шутит… ?
Дошли до главного японского вопроса – что делать? И он мне говорит: это вопрос духовный, не профессиональный – потом поймешь! Вот ты, я знаю, любишь гулять по Москве! (приехали). Вот, гуляючи по Москве, зайди в первый попавшийся храм и попросись на работу и там поработай певчим полгодика-годик и потом приходи. Только с одним условием – ни при каких обстоятельствах не говори, что ты окончил консерваторию… Ок…
А ведь так и вышло… У кого-то из городской администрации очень было хорошо с юмором, хотя сейчас я склонен приписать это шуткам небесной канцелярии, но вот вы представьте себе это, Уважаемый читатель – иду я снова безрассудно в районе Таганской площади, выбираю как потом стало ясно, левое ответвление, которое называется ул. Большая Коммунистическая, стопы мои направляются в Коммунистический тупик и в конце его я прямёшенько захожу в Храм и без долгих препирательств сразу же устраиваюсь тенором, соблюдая договор, - никаких консерваторий. Просто тенор – Илья. Все равно сразу прилепилась кликуха «Профессор». Молчал всё время, вот и окрестили… Была-жила такая Нина Павловна, которая дирижировала кулаками, материла хор и била теноров под-дых локтем, если ошибались. Мне ни разу не попало, так как стоял далеко и пел очень чисто и без ошибок. Только один раз она полезла в шкафчик за нотами и махнула ауфтакт, не дав тона и хор вступил в разные…. Поднимающееся раскрасневшееся перекошенное лицо не сулило ничего хорошего. Я осмелился осторожно сказать, что «мы без тона не смогли вступить» – и всех пронесло… Она что-то такое шамкнула – типа: «Ах, да…» и инцидент был исчерпан. Однажды она заболела с почками и ее увезли в больницу. За пульт встал изумительный студент Гнесинки. Дирижировал он отлично, но хор пел в несколько раз хуже. Это было моё последнее удивление в этом храме. Я ушел оттуда, так как отчетливо сформировалась цель – я понял, что должен делать.
3 принципа этого периода:
Хор в церкви должен петь хорошо. Не хуже хорошего светского.
За пение хора отвечает регент
Регент БЕРЁТ на себя ответственность за звучание хора
Решение было принято, и Чья-то незаметная рука (в лице, или скорее маскируюясь под Юлию Сердюк, привела меня в Храм Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса, что в Вороново Московской области. Священник незаметно просовывая деньги мне в руку спросил тихо: Сколько лекций или занятий Вы, Илья Ильич сможете провести за эти деньги? (Увидев 5тыс.) я смело сказал – 10.
Тогда он решительно подвел меня к хору бабушек и сказал слова, которые до сих пор отзванивают в моей голове:
«Отбросив ложное смирение, Скажем – ХОР ПОЁТ ПЛОХО!» Лица бабушек искривились с послушнической улыбке и послышалось со всех сторон тихое и робкое: Даааааа, дааа…
« Надо учиться!» - продолжил он под согласительное междометие!
«Вот Вам Учитель – начинайте!» - это были его последние слова в этой встрече, после которых занятия стартовали…
Это были самые лучшие времена! Почти сразу же набежали преподаватели музыкальных школ и МЫ счастливо грянули нашу первую Пасху хором в количестве более 20 человек. Клирос ломился, пришлось заказывать новую мебель, перила, скамьи… и прочее чудесное и красивое. Почти в это же время мне посчастливилось преподавать хороведение на курсах у Евгения Сергеевича Кустовского (2001-2002), и я всем сердцем благодарен ему за то немногое, чему мне удалось научиться у него. И конечно же, за Осмогласник, который он создал в те трудные времена, систематизировав этот обиходный ХАОС, ему давно нужно было дать Нобелевскую премию, и я до сих пор не могу понять, почему этого еще не произошло!
(Ну и без шуток уже скажу: « мои любимые ученики! Привет всем Вам, рассеянным по Храмам! Любовь безконечная, ни печаль, ни воздыхание! Обнимаю вас всех сердечно!»)

Дошло до курсов.
С соратниками и единомышленниками объездили десятки Храмов Подмосковья! Первый набор – 41 человек. И вот здесь я начал понимать такие русские выражения как «мало мне не показалось», «назвался груздем полезай в кузов», про «кузькину» мать появились новые предположения о ее действительном местонахождении и прочее… Немного примеров:
Одна прихожанка стала бояться подходить к пианино, говоря, что она его боится… Мы вместе на цыпочках подкрадывались и искали ноты РЕ, что находится между двух черных клавиш, если кто не знает. Я спрашивал ее – не страшно? И она отвечала… Другая видя, что ее соседка пишет в нотной тетради кружочки на шаг быстрее, встала, зарычала, порвала тетрадь пополам, бросила на пол, растоптала и «свирепо шагая по лестнице исчезла навсегда» (Ф.Кафка «Ежедневная путанница»). Меня сразу же успокоили, что она всегда такая, чтобы я не расстраивался.
Приближаясь к последним строкам повествования, хочу сказать, что не всё было так ужасно, были такие дни, часы, минуты и мгновения, которые ни словами сказать, ни пером описать! На следующих курсах появились выдающиеся во всех смыслах люди: певцы, театралы, университетская молодежь, перебезчики из йоги, художники, и бабушки стали МИЛЕЕ!
О чем это говорит?))))


Вот и выводы уже не за горами!)))
А Коровка-то Божья!– А это уже из нового сленга. Мы с моей Ассистенткой Юлией Сердюк, кажется, с ней это изобрели! Знаете сколько Божьих коровокналовили!!!!????
Вы не можете себе даже представить!
И последняя в этом рассказе коровка, она же БОЖЬЯ!
После очередных курсов и окончания всех сезонов отдыхаем в Крыму. Проснувшись утром в Ялте, спускаемся к морю через парк. А там Храмы – один на другом и еще больше. Слышу – поют. Зайдем? Да – «две ящерицы и крокодил» - условно «первый», условно «Второй», и условно «мужик»!
Прошу прощения за сленг, но путешествуя по Храмам, не везде поют на 3 голоса, да вы знаете.. один, два – и то хорошо. Поют как везде, может быть даже чуть стройнее чем обычно. И хотят, и могут ВЕДЬ…
И вот слушаю я и чувствую как в голову прямо-таки лезет мысль – «А ведь ХОРОШО поют!» и образ моего отца Леонида улыбается!
И слёзы, слёзы…, горькие слезы!
Как можно было потратить так много времени, чтобы понять такие простые вещи!
Хорошо поют! Не спорьте со Священниками!
Привет от Божиейкоровки!
…………………………………….
……………………………………
…………………………………….
P.S.
Константин Семёнов, одноклассник, погиб в результате отравления фенобарбиталом, который на рынке подсыпали ему преступники в алкоголь, с целью отравления. Он шел несколько сотен метров до двора, в котором ему стало плохо, где он и был ограблен до нитки. 10 дней был в коме, после чего мы все отпевали его в одном из Московских храмов. Вечная память, дорогой……………..
Прошло 20 лет…
…………………………………….
……………………
……..

Как Вы, Уважаемый читатель, уже догадались, наверное – это небольшой рассказ-впечатление, состоит из микро-новеллок, объединенных по принципу сюитности, то есть никак…. Но в этом есть свой скрытый смысл, а также намерение автора ни в коем случае не провалиться в ловушку академического знания, которое требует отрезать ВСЁ, не оставляя ничего!!!!
Поэтому с чистой совестью мы позволим себе еще раз перескочить на 30 лет назад и вспомнить историю, шлейф от которой тянется до сих пор аж до сегодняшнего дня прямо в Академию хорового искусства им. В.С. Попова, того-САМОГО, то есть Великого, из которого все мы растем. И теперь онислушают, а я уже преподаю этот 30-летней давности вопрос: «А что же это всё-таки такоэ?: Чистое пение!
Тогда еще мне молодому выпускнику консерватории посоветовали супер-мега-фирменного настройщика, для реанимации только что приехавшего из Сарова рояля моей жены. «Молись на него (на настройщика), молись!!!! Он настраивал у Рихтера, у Гилельса, у Рабиновича и Либермана….» Ну вот я стою скромно и молюсь на человека с лицом, обезображенным высоким интеллектом… (Хороший был мужик, кстати).
И вот он наносит свой первый вопрос: «А тебе как настраивать? 440 или 443? (имеем в виду ГЕРЦЫ). Предупреждаю сразу, что в Москве сейчас модно 443!!!!» Я так робко: «А чем Вы меряете?» «А – вот!» и даёт мне две вилки (камертоны) из нержавеющей стали. Я читаю на них выгравированные обозначения:
А – 440
А – 443
Казалось бы, Уважаемый читатель, всё без обмана! И я весело ударяю обеими вилками по двум коленям, и подношу к обоим ушам….
ЛЯАААААааааааааааааааааааааааааааааа…………………………………
Первое УДИВЛЕНИЕ! = никакой разницы!!!
А ну-ка, еще разик!
ЛЯАААААааааааааааааааааааааааааааааа…………………………………..
То же самое!
Я проверяю гравировки. Всё чётко! А – 440 и А – 443 Еще удар!!!!!
ШОК!
Уважаемые! А где разница? Я проверяю снова и снова и то начинаю думать, что со слухом не в порядке, что я тупой, что меня обманывают, ну что естьКОНЕЧНО ЖЕ, небольшая разница, как её всегда можно найти между двумя мухами или тараканами, они же все разные, мы это точно знаем….
Но здесь меня точно подкосило! А что жеЭТО тогда такое, когда говорят ЧИСТО? А сколько Герц – это фальшиво? И наконец-то здравый смысл восторжествовал. Я смог разумно выйти из шока, сформулировав отчетливый вопрос: «А сколько Герц в полутоне?»
А Вы, Дорогой читатель, знаете - СКОЛЬКО? Говорят еще – «фальшиво поёт в четверть тона!» Так всё-таки – Фальшь КОГДА уже начинается? А когда незаметная фальшь переходит в заметную? А сколько герц до того момента, когда становится невозможно терпеть?
А Вот Борис ибн Григорьевич наш Тевлин смог через всю консерваторию нам впечатать в мозги, что «хор должен петь чисто!» - все кто пел под ним меня поддержат! Не было даже вопросов, как у тех матросов, которые…
И вот вопрос вернулся неожиданным апперкотом. За ним посыпались и другие: что такое унисон, что такое зона, что такое интонирование, перегармонизация? Я сразу же побежал в консерваторию, где в молодом отделе информатики работал мой друг, Юра Кузнецов, тенор, сосед по партии в хоре. Они там исследовали звуки на ЭВМ. Вырезают ноту соль 2 октавы из записи Госхора им. А.В. Свешникова, который поет «Вечер» С.И. Танеева, потом из записи хора мальчиков её же, потом из Юрловской капеллы её же и СРАВНИВАЮТ! Юра с гордостью показал мне таблицы, где было написано (сейчас уже не припомню точно) примерно так:
Госхор 864, 0573286 Гц
Юрлов 863, 9865437 Гц
Училище 866, 0053486 Гц
Я просто пришёл в бешенство (православный взбесился):
- Вы что - с ума что ли посходили? Я не могу 3 целых Гц не слышу, а вы мне тут миллионными долями потчуете! Спасибо, не надо!
Дошло до классиков!
Стал внимательнее перечитывать Чеснокова П.Г. , Данилина Н.М., и иже с ними. Кое-то прояснилось, например, в разговоре с Конторовичем Л.З. выяснилось, что ТО, что ЭТА певица понижает – неплохо! Тогда он неожиданно, в своей великолепной манере с улыбочкой парировал: «хорошо, что не повышает!»
Я: «почему?» Он: «А с какой стати человек должен повышать? Он что, псих?» Кто-то вставил: «А если весь хор повышает – это что?» «Это хор психов!» - при общем хохоте был ответ! Это потом объяснилось тем, что у нас в естестве тела, в его сопротивлении и тяготении к земле есть что-то очень естественное, усталое, тяжелое, мягкое, нежное: то есть желание остановиться, сесть, прилечь и отдохнуть. Всеееееее понижают……!
По дороге (сейчас говорят – по ходу!!!) узналось, что петь надо потише, потому что громкое пение для денег, что при перегармонизациинота соль, например, звучит в До-мажоре ТАК, а в Ми-бемоль мажоре ИНАЧЕ! И так дальше и так дальше… Мы не будем рисковать и уходить в узкопрофессиональные дебри, подобные флюсу, но ТЕМ НЕ МЕНЕЕ:
Вопрос: что такое чистое пение?завис, требуя новых и новых ответов!
К «блаженным алчущим и жаждущим правды»,как и заповедано, ответы порой приходят с самой неожиданной стороны и остается только дивиться воле Того, кто маскируясь, виртуозно устраивает исполнение этой чудесной закономерности: вопрос-ответ. ( Кстати, есть даже такой критерий в разделе предмета Анализ музыкальных форм: Вопросо-ответная структура.)
На заре туманнойрегентской юности, всё изучая и всё со всем сопоставляя я пришел к интересному довольно неприятному, как мне тогда казалось, открытию несоответствияБогослужебных текстов и Евангельских истин, а именно: «Укрепи в нас веру, - сказал Петр Иисусу! Если бы имели веру с зерно горчичное, сказали бы смоковнице сей – извергнись и пересадись в море и послушалась бы!»
«Что же это значит, - спросил я моего любимого о. Леонида, показывая малюсенький кончик ногтя, - что если бы имели такой крошечный кусочек веры, то горы бы двигали? Так это значит, Бог говорит, что ВООБЩЕ веры не имеете? А как же тогда мы можем позволить так борзо петь на отпусте:
«Утверди, Боже, святую православную веру православных Христиан во век векааааааа!»
После небольшой паузы я слышал следующее смиренное:
«даааааааааа….. …… … веры-то нет…..»
ШОК!
Большая пауза.
…………………………………………………………………………………..
И потом так легко и почти весело: «Но ведь стремление-то к вере ЕСТЬ?»
«Дааааа!» «Ну вот и всё!»
СМЕХ ОБЛЕГЧЕНИЯ!
Собственно, вот здесь я получил существенную часть ответа на вопрос, что же такое чистое пениев том числе, и получалось, что в процессе интонирования те, кто стремится, условно, в 440, могут попасть как в стрельбе в 8 или 9 или 10 или еще точнее в 9, 999, но всё равно это будет защитано за попадание. Иные же будут в зоне 3-4-5-6 из-за отсутствия устремленности могут попасть в «молоко», или даже пальцем в небо, как говорят: (если вы не попадаете в ноты, то подойдите поближе или смените пистолет!).
Кстати, поверьте на слово, - если даже бабушкам ставить ноты, которых они не понимают, то ВСЁ РАВНО СТАНОВИТСЯ ЧИЩЕ!
Это также и у художника: кого-то устраивает тупой карандаш, кто-то хочет его поточить, кто-то неумолимо точит до молекулы на острие, а кто-то вообще не интересуется этим вопросом и поэтому наша с Вами новелла поворачивает в совершенно неожиданное русло!
Теперь Вы, Дорогой читатель, становитесь писателем, Ваш покорный Чукча – читателем!
И что же Вы думаете, что сейчас или в скором времени на странице № NnnВы найдете ответ на вопрос, ЧТО ТАКОЕ ЧИСТОЕ ПЕНИЕ?
Да ни при каких условиях! !!!!!!!!
Да я столько сил и времени потратил на эту разагадку, что если я сейчас и здесь так просто и прямо напишу ответ, то он не будет иметь никакого значения для того, кто не ищет, не жаждет и не алчет правды! Этой истории больше миллиона лет! Говоришь прямым текстом – ЭТО :ТАК! Приходит выпускник через 8 лет и говорит: «спасибо Вам! Я только вчера понял то, о чём Вы говорили тогда!» А остальные 78 где? А?
С этого момента мы меняем курс нашей статьи на противоположный.
Почему?
Потому что в церковно-приходской практике наблюдается, и причем повсеместно, отсутствие интересак основным вопросам и проблемам музицирования! Например, большая часть ведущих, настоящих, образованных регентов православия сильно озабочены проблемами хорового строя, простым языком говоря, чистотой пения. Об этом разговор идет постоянно… Среди певчих же эта проблема уже почти не воспринимается как актуальная (редко когда), а прихожанам она вообще фиолетова… Священнослужители и их пение, голос и интонация - это вообще ТАБУ для аналитической работы. Хотя, за мою 30-летнюю практику нередки случаи обращения за помощью в постановке голоса и коррекции слуха и среди духовенства, что отрадно!
В чем кроется причина подобного хладнокровия к чистоте пения? Почему не доходит до понимания что «нечистое» и «Нечистый» это однокоренные слова? Почему консерваторцы и наемные правохорные атеисты поют чище!
А я скажу – потому что Тевлин орал на нас, приговаривая: «Вот налейте себе в ванну грязи и купайтесь в ней! не хотите?! а здесь - почему себе это позволяете?» Я помню до сих пор! Это было жестко!
Вопросам строя (чистоты интонации) посвящено достаточно большое количество исследований, в том числе и в последнее время. Есть настоящие ответы, есть интересные упражнения. Чего же не хватает!? Мне представляется ответ очень простым и ясным: не хватает вопрошания!
……………………………………..
Как-то на одной из проповедей моего любимого о. Леонида (Царевского) я явственно услышал это в очень доступной подаче: «Иногда Господь даёт нам прямые ответы на наши вопросы, а иногда задает нам загадки потому, что хочет, чтобы мы их разгадывали!»
Это было очень точно! Вот и мне тоже хотелось бы также оставить вопрос с чистотой пенияна Ваш откуп, повесить его на Вашу совесть в надежде, что не полученный ответ на интересующий вопрос заставит-таки искать выходы из создавшегося положения. И ответ придет только тогда, когда вопрос сформулируется с отчетливой актуальностью: так петь больше нельзя. Давайте ВМЕСТЕ решать проблему, потому что если болото не чистить, пыль не вытирать, полы и руки не мыть, одежду не стирать…..
…. … … … … … … … !
Ну вот мы и у финишной черты!
Я тут заготовил для расслабленного читателя еще несколько вопросов на прощанье! И всё потому, что не оставляю надежду найти искреннего читателя, который не останется равнодушным к поставленным вопросам!
А их осталось не мало …. Больших и маленьких, актуальных и второстепенных, решенных и неразгаданных еще….
Давайте еще раз спросим себя: «а хорошо ли поёт хор в церкви?»
А в Вашей?
А почему пение «правого» хора как правило отличается от «левого»? А не поменять ли нам местами названия для тех, кто зарабатывает в церкви деньги, и не назвать ли его «левым?» в плохом смысле этого слова! А почему в левом хоре все так «правы», что не интересуются чистотой пения и развития слуха и голоса, типа: «И так сойдёт?» что ли? То есть вы, «левые» правы, что не хотите учиться, и развиваться, и совершенствоваться, и что деградация Вам не грозит!?
Почему профессиональные певцы распеваются, а Вы – НЕТ? Может быть вы считаете это не нужно готовить аппарат к красивой и чистой работе?
А с другой стороны – почему профессиональные музыканты нередко просто открытые атеисты, не имеющие никакого интереса к уставу, литургике и совершению таинств? На моём веку встречалось много хороших людей и даже друзей, а также прекрасных студентов, которые открыто говорили, что служат только потому, что надо зарабатывать!
Каковы причины этих явлений?
Что нужно делать для исправления создавшегося положения?
……
На эти и другие вопросы должна найти ответы Регентская Аспирантура, целое большое научно-религиозное Объединение серьёзных и талантливых мастеров своего дела, а также преподавателей музыкальных дисциплин с одной стороны и духовных наставников с другой!
«Ищите и обрящете, стучите и отворят вам»!
А мне лично более близко церковно-славянское:
«ТОЛЦЫТЕ и ОТВЕРЗЕТСЯ!»


С Глубоким Уважением к внимательному Читателю - Илья Вашерук.