О летней школе в Муроме
Что нас ожидает в Муроме в июне на летней школе
О летней школе
Дорогие друзья!
Прошло две недели после нашего семинара, а в душе все еще «бурлит и волнуется» от чувств, рожденных встречей с вами – почти 90 человек, представлявших нашу бескрайнюю Родину. Подумать только – наша надежда и старание дали такие всходы! Мы еще и еще раз благодарим вас за поддержку проекта и участие в нем! Поверьте, нам – преподавателям – семинары дают не меньше, чем вам. Мы тоже начинаем думать, мечтать, ставить новые задачи. Одной из них, как бы вытекших из семинаров, рожденных в ее недрах, является летняя школа. Что я имею в виду?
Формат семинара сложился – подготовка богослужения и концерта, т.е. спевка, работа на общем хоре всех преподавателей. Эта форма крайне важна. Она не придумана нами, она – результат вековой традиции хорового дела вообще. Только на общей спевке происходит соединение и отработка как специально хоровых, так и специально литургических элементов, создающих хор, как инструмент, и смысл, как содержание молитвословий. Разумеется, каждый элемент раскрывается десятками компонентов, т.е. еще более частных элементов, но на спевке идет работа над хоровой звучностью и литургическим смыслом.
Исторический опыт показал, что лучший хор – образованный хор. «Пойте Богу разумно»!
Что за этим стоит?
Спевка тогда результативна, когда певчие знают не только материал с внешней стороны, но проникли в суть задач: вокальных, слуховых, исполнительских, богословских и т.д. Т.е. певец знающий сильнее певца-невежи. Последний может обладать голосом, слухом, но он поставил себе задачу минимум – быть «звукодуем», т.е. не отдавать себе отчет, что происходит, почему, как и зачем? Он плохо ориентируется в чинопоследовании, он не отягощен знаниями истории церковного и светского хорового искусства, его литургический и общемузыкальный кругозор узок, ему дали ноты – он поет. Чего еще? Он все делает чисто, прилично по звуку, он ведет себя скромно – что вам еще надо от него, бедолаги?
А от него надо соучастие, не переживание только, а понимание, разумение, внимание к происходящему. Певчий хора должен достичь уровня хормейстера, преподавателя, руководителя, быть способным заменить его на регентском месте. Именно такое положение было достигнуто в дореволюционном Синодальном хоре, когда им руководил великий русский регент В.С. Орлов, а после него его ученики – Н.М. Данилин, Н.С. Голованов. Это был хор единомышленников, певший разумно!
Вы поняли, к чему я клоню? Да, вы регенты, семинаристы, с опытом практической работы, но мы еще не стали единомышленниками в той полноте, которая заключает в себе широкие знания, соединенные с отработанными навыками и умениями. Но это придет.
Летняя школа, задуманная нами и рожденная из опыта семинаров – это и есть та образовательная площадка, которая способна дополнить формат семинаров индивидуальной и мелкогрупповой работой, т.е. место отработки навыков, место претворения знаний в практические приемы, место погружения в глубину проблемы, сосредоточения на элементе. Школа – этим все объясняется! Летняя школа позволит нам лучше понять ваши профессиональные проблемы, помочь их решить, свяжет нас еще крепче, потому что узы наставничества – это то, что во все времена ценилось как самые крепкие, питающие жизнь человека всю последующую жизнь. Недаром апостол Павел обращался к юношеству: «Поминайте наставники ваша». Это краеугольный камень любого вида передачи знаний, творчества, исполнительства вне зависимости от ее формы, но самыми действенными являются формы личного общения ученика и учителя, где складывается доверие, послушание, передача, преемственность. Именно это мы и предлагаем начать осуществлять.
Разумеется школа – это процесс, иногда длящийся месяцами, годами. У нас пока нет такой задачи, но есть возможность опробовать подходы. И даже формат трехдневной школы даст вам немало, а нам понимание, как развивать эту форму дальше. Возможно мы нащупываем путь, ведущий нас к учебному заведению. Пока это мечты, но все более и более реальные.
Итак, вся эта преамбула направлена, чтобы заинтересовать вас, чтобы вы приехали в Муром и на три дня погрузились в профессиональное общение, чтобы лучше поняли себя, что вы ищите? Как вы хотите вести порученное вам дело? Как приступить к организации детского хора? Как заняться теми взрослыми, которые хотят петь и которых надо этому учить? Что надо делать, когда чувствуешь внутреннее «выгорание»?
В летней школе в Муроме собираются участвовать:
Илья Вашерук, Алексей Гвоздецкий, Юлия Корпачева, Евгений Тугаринов
Разумеется, мы надеемся, что все сложится и все перечисленные преподаватели приедут в Муром на школу, но как говорят в народе "надо еще дожить", т.е. как Бог даст.
Каждый из нас будет вести конкретные дисциплины, которыми владеет, которые любит, потому что узнал в достаточной полноте. И мне кажется, что вы, видевшие этих людей на спевках и службах, все равно откроете для себя нечто новое, потому что ничто так не соединяет людей в образовательном процессе, как личная связь – учитель – ученик. Мы уже начали обсуждение содержания школы, начинаем делать конкретную программу для Мурома, но мы прокладываем только первый шаг на этом пути. Не требуйте с нас немедленного стройного плана с четко выверенными часами-программами. Все это будет намечено, но должно быть опробовано, т.е. родиться из опыта. Нам хочется принести вам пользу, а себе радость. Совсем скоро на сайте появится перечь дисциплин и курсов, которые будут предложены, как действительно нужные для регента, для певчего, чтобы он стал хормейстером-литургистом, равным тем, кто его сейчас будет к этому направлять. Заметьте, не готовить, а направлять. Потому что готовить означает действительно длительный процесс, а направлять – ту краткую форму, которая даст ориентиры, векторы и самоподготовки в конкретных вещах, и понимание общего направления саморазвития.
Итак, заходите на сайт, ждите новостей, освобождайте время и не пропустите регистрацию. В отличие от общей спевки, на которой есть место всем, школа, как площадка индивидуальной и мелкогрупповой работы имеет ограничения. Школа – не массовое явление. Тогда она приносит пользу.
Ну, вот, я вас заинтриговал.
С уважением и ожиданием отклика,
Евгений Тугаринов, руководитель проекта «Русские регент. Объединение»