Навстречу семинару в Козельске
Новые мысли на старую тему
Дорогие друзья!
Обращаюсь к вам - к тем, кто уже приезжал на семинары, и к тем, кто поедет впервые. "Старичкам" проще. Они знают команду, знают, чего ожидать, их привлекает содержание семинаров, а также общение с "подобными себе". Естественно, у человека нового возникает вопрос - зачем я еду? Что я там получу? Я не хочу отсылать новичков к архиву сайта, хотя там действительно много такого, что интересно, поучительно и может дать представление о прошедших семинарах. Но ничто не стоит на месте. Проходит время, меняется жизнь, меняемся мы сами. Для меня это пятый семинар. За это время немало было опробовано, увидено у других, услышано от участников семинаров. И вот сейчас я каждый день сажусь за инструмент, открываю ноты, и мысли вновь и вновь приходят в голову, будят фантазию, ворошат опыт. И я сам задаюсь тем же вопросом - а что я дам тем, кто приедет на семинар? А что надо дать? Таким образом векторы наших мыслей сходятся.
Повторю - не было и нет задачи разучивать на семинаре нотный материал (он уже размещен, смотрите, разучивайте, готовьтесь). Есть задача с его помощью и на его основе увидеть то, что не столько окажется практически полезным вам на своих клиросах, сколько попробовать коснуться ряда важнейших вопросов, формирующих наше понимание, а что же такое православное церковное пение? Например, затронуть вопросы литургического богословия, соотношения слова и звука в церковном пении, понимания таких профессиональных проблем, как хоровой ансамбль, баланс, строй, стиль... Это с одной стороны. С другой стороны, создать на спевках такую атмосферу, которая позволит услышать новое для себя хоровое звучание и понять его связь с такими важнейшими понятиями, как школа и традиция.
Что касается репертуара, предложенного мною, то это несколько песнопений - мирная ектенья, цикл вседневных антифонов, Херувимская песнь (Старо-Симоновская) в гармонизации Кастальского, Милость мира Трубачева. Подбирая репертуар, я руководствовался прежде всего его укорененностью в традиции. В какой? В традиции Церкви! Она разная - монастырская, приходская, соборная. Но я выбирал те песнопения, которые отражают многовековую практику русской церкви - антифонность как принцип развертывания материала, попевочность, подголосочность, распевность. Как видите, проблемы самые что ни на есть серьезные и глубокие, зачастую идущие параллельно с нашими будничными представлениями о том, что есть церковное пение. Не хочу принизить, но так есть. Такова наша сегодняшняя реальность - петь пободрее, не затягивая - это основные установки на службу. А где же созерцательность? А где неспешный разговор с Богом? Где наша внутренняя тишина? Как совместить то, что является главным на службе, а именно вхождение в отношения с Творцом, с нашей ежедневной суетой и поспешностью?
Итак, я жду встречи с вами, чтобы за несколько дней, данных нам на общение, познакомиться с вами, услышать вас, но и постараться быть услышанным вами. Уверен, что нас ждет интересная хоровая работа, которая возможно не даст всех ответов, но поставит новые вопросы. Жизнь - это непрекращаюся череда вопросов: профессиональных, житейских, духовных. И пусть наш семинар станет малой вехой на пути нашего знакомства, профессионального общения и объединения. А за этим стоит польза Церкви, радость творчества и ощущения себя как части большого сообщества церковных труженников.
Евгений Тугаринов,
руководитель проекта "Русские регенты. Объединение"