О первом семинаре в Муроме 2022
Особенности первого семинара
Наш 1-й семинар, как и все последующие, имеет своей основой хоровую репетицию – спевку, говоря церковным языком.
Во-первых, формат 3-х дневного семинара не позволяет включить индивидуальные уроки с преподавателем. Это так – и здесь ничего не поделать. Индивидуальные занятия могут появиться после семинара. Например, в процессе первых трех дней выяснилось, что ряду слушателей желательно подтянуть технику регентского жеста, и нет препятствий, чтобы между учеником и выбранным педагогом не установились учебные отношения, вплоть до дистанционных. А почему нет? Но уже на платной основе.
Или тот или иной слушатель осознал свое вокальное несовершенство. Ему захотелось позаниматься частным образом с преподавателем. И снова нет препятствий. Да, дистанционные занятия больше подходят для лекционных курсов. Для хоровых спевок этот формат совершенно невозможен. Но для индивидуальных занятий по вокалу это все-таки приемлемо. Т.е. индивидуальные занятия могут возникнуть между семинарами. А уже начиная со 2-го семинара такой формат возможен даже в рамках трехдневного семинара, но вне основных спевок и групповых занятий.
Итак, основной формат, который мы предлагаем слушателям, – это хоровая спевка. Что и как будет преподаваться?
Наш сайт возник сразу после наступления Нового 2022 года. Его задача – донести информацию до людей, которые заняты регентским трудом в приходах, соборах, в воскресных школах, в монастырях. Знаю по себе, что наступает такой период в профессиональной жизни, когда чувствуешь сбои, иссякают творческие идеи, теряется вера в свои силы. Ты понимаешь, что тебе снова хорошо бы поучиться. Вроде ты имеешь аттестат или диплом, ты учился, ты работаешь какое-то количество лет, но пришло время переподготовки или как говорили раньше – повышения квалификации. Именно это и есть наша цель – организовать дело таким образом, чтобы к нам поехали повышать квалификацию. Причем те, кто уже имеет опыт, имеет навыки, имеет успех и понимание своего регентского пути.
Повышение квалификации. В чем?
Мы рассчитываем, что наш потенциальный слушатель имеет хороший музыкальный слух, что он или она владеет основами чтения хоровых партитур, вокальной и дирижерской техники, имеет понятие в сольфеджио и обладает приличным регентским кругозором. Чему же тогда учить такого человека?
Во-первых, мы знаем, что особенно в условиях продолжающейся пандемии многие хоры претерпели сокращение числа певчих и сегодняшняя клиросная практика – это в лучшем случае квартет. Больших хоров не стало. Значит, пение в большом хоре, а мы соберем хор в 30-50 человек – это явится тем вожделенным певческим инструментом, которого лишен современный приходской и соборный регент.
Во-вторых, мы не собираемся принципиально расширять регентский репертуар наших слушателей. Сегодня с помощью интернета этот репертуар расширен до крайних пределов. Дело в другом – как использовать этот репертуар, чтобы любое произведение становилось богослужебным песнопением. Вот это уже настоящая проблема, которую каждый регент решает самостоятельно, опираясь на опыт своих учителей и свое собственное видение и понимание церковности клиросного репертуара. Но мы поможем вновь и вновь разобраться с этим принципиальным и таким важным моментом.
А в-третьих, мы предлагаем нашим потенциальным слушателям познакомиться с опытом тех регентов-практиков, которые являются носителями той традиции, которая была перенесена из времени дореволюционного в современную нам эпоху, но не в Россию советскую, а в центры сосредоточения русской эмиграции – Париж, Лондон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго, Амстердам.
Наши учителя:
– протодьякон Александр Кедров – клирик собора Александра Невского (Париж).
– Алена Алексеевна Овсянникова – регент Никольского прихода (Амстердам).
– Владимир Вадимович Красовский – регент Скорбященского собора (Сан-Франциско, дистанционно).
– Михаил Данилович Гилл – регент Покровского собора (Чикаго, дистанционно).
– Ирина Вадимовна Денисова – регент Молодежного хора (Минск).
– Евгений Святославович Тугаринов – регент, педагог, имеющий многолетний опыт регентской работы в кафедральных соборах Лондона и Москвы, автор книг по церковному пению.
– Илья Ильич Вашерук – регент, заведующий кафедрой оперной подготовки Академии хорового искусства имени В.С. Попова (Москва).
– Илья Борисович Толкачев – регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя (Москва).
– Алексей Алексеевич Гвоздецкий – регент, доцент, специалист по древней церковной музыке (Санкт-Петербург) и целый ряд других.
Состав наших преподавателей – уникален, как уникален их опыт клиросной работы. Общение с мастерами, пение под их руководством – это тоже уникальная возможность повышения собственной регентской квалификации.
В-четвертых, в церковном пении важно как, а не что. В этом наше богатство, в этом незаменимость личности учителя, в этом суть устной передачи опыта. И если проанализировать биографии всех наших наставников с точки зрения их преемственности, то окажется, что их учителями являлись крупнейшие церковные музыканты ХХ века. Те, которые составили гордость русского церковного искусства. Отложим назад одно-два поколения от них – наших учителей – и мы соприкоснемся с именами Н.А. Римского-Корсакова, А.В. Касторского, А.Д. Кастальского, В.С. Орлова, Н.М. Данилина, П.Г. Чеснокова и всех тех, кто сам прошел школу Придворной капеллы, Синодального училища, Московской или Петербургской консерватории, Московского хорового училища. Иметь возможность учиться и перенимать опыт таких наставников – это и есть наша уникальная и неповторимая сущность. Наши семинары задуманы именно как учебная площадка для передачи драгоценного опыта русской эмиграции – наследницы вековых и самых дорогих традиций русского церковного пения.