Регент митрополита Сурожского Антония
Памяти протоиерея Михаила Всеволодовича Фортунато (1931-2022)
Более полувека этих двух людей связывали узы дружбы, доверия и сотрудничества. Я часто слышал, произнесенное одним: «Мой митрополит». Их соединенность была скреплена пониманием не столько своего эмигрантского состояния, сколько сознанием своей причастности к России – к той стране, которую оставили их отцы и которая находилась под властью безбожной власти. Оба они – и митрополит Сурожский Антоний, и протоиерей Михаил Фортунато явили собой пример безраздельной самоотдачи Богу и людям, оба все лучшее, что было в них, посвятили Русской Православной Церкви и через это в самом широком и глубоком понимании служению своему отечеству. Их труды и сами их личности были тем магнитом, который притягивал к ним окружающих.
О митрополите Сурожском Антонии известно, пожалуй, многим. Во всяком случае, даже человек неискушенный, тот, который тогда или даже сейчас делает свои первые шаги в церкви, знает это имя – проповедника, миссионера, апостола любви, как назвала его Валентина Матвеева – автор нескольких документальных фильмов о нем. Владыка Антоний, родившийся в Лозанне в семье русского дипломата, всего несколько месяцев прожил в России, только вступившей в Первую мировую войну. Вся последующая его жизнь прошла вне родины, о которой он думал постоянно, которой намеревался служить и которой отдал все свои духовные силы. Он был врачом, участником Французского Сопротивления, был в тайном монашеском постриге и после окончания уже Второй мировой войны принял на себя священство, приехал в Англию и начал проходить свое поприще в русском приходе Московского Патриархата в Лондоне. Через несколько лет он стал епископом и собирателем епархии, которой было присвоено наименование Сурожская. Владыка умер 4 августа 2003 г., и протоиерей Михаил оказался в числе тех, кто был с ним до последнего его вздоха.
А в 1952 г. в Лондон впервые приехал студент Сергиевского богословского института Михаил Фортунато. Он нашел русский храм, пришел в него, познакомился с его настоятелем – тогда иеромонахом Антонием. Они заметили друг друга, потому что спустя несколько лет Антоний, ставший епископом, специально приехал в Париж, чтобы уговорить Михаила Фортунато оставить столицу Франции ради переезда в столицу Англии.
Но и еще одно важное знакомство произошло в Лондоне в 1952 г. – встреча с регентом храма М.И. Феокритовым, в котором молодой человек увидел личность, содержащую в себе те черты и качества регента, которые были идеалом для него. Михаил Иванович Феокритов (1888-1969) был учеником знаменитого на всю дореволюционную Россию А.В. Касторского по Пензенской семинарии, затем последователем Нового направления и всей Синодальной школы церковного пения, а став эмигрантом, в 1923 г. сменил в Висбадене Н.П. Афонского, где прожил до середины 1930-х годов. Не будучи предателем России и не желая ее гибели, он вынужден был отрабатывать свое пребывание в Германии на одном из военных заводов в качестве чертежника, но как только закончилась война, Феокритов покинул страну и стал регентом в Лондоне в Успенском приходе. В те годы настоятелем там был его родной брат Владимир Феокритов. Это произошло в 1946 г.
Отец Михаил любил вспоминать, как уже первая встреча с М.И. Феокритовым поразила его. Они вели нескончаемые разговоры о церковном пении, просматривали хоровые партитуры, слушали записи церковных хоров. Они нашли друг друга как единомышленники. Тот, кто был моложе, понял, какое сокровище представлял из себя старший. В свою очередь старший раскрыл для себя огромное стремление младшего к постижению основ ремесла и дела в целом. Для молодого Фортунато Феокритов воплощал в себе хранителя и продолжателя вековых традиций отечественного церковного пения. Он знал и слышал тех, кто для Михаила был кумиром церковного клироса. А кроме всех профессиональных интересов у этих двух людей вскоре сложился и родственный союз. Дочь Феокритова Мариамна стала женой Михаила Фортунато. Вместе они прожили более 60 лет, и вот теперь Мариамна Михайловна Фортунато осталась одна…
О. Михаил вспоминал: «Мы переехали в Лондон в августе 1962 г., и так случилось, что в первое же воскресение в послании апостола Павла, прочитанном на Литургии, фигурировало его горячее приветствие из Коринфа к прибывшим к нему: "Я рад был прибытию Стефана, Фортуната …", а после окончания службы к нам подходили новые наши друзья и с юмором поздравляли с тем, что мы, оказывается, на очень хорошем счету у "апостола языков".1
Перед Рождеством 1965-го года руководство клиросом перешло к Михаилу Фортунато. Еще через четыре года Михаил Фортунато был рукоположен. С того самого момента в одном человеке начало совмещаться два дела – регентское и священническое. Обе эти ипостаси стали не просто профессиональными стезями о. Михаила. В каждой из них, а более всего в их совмещении произошло такое накопление, какое было воспринято окружающими как цельность человеческой натуры, как дополнение одного другим, как то единство, давшее пастырству человека, понимающего тайны творчества в других людях. А регентству это дало глубину понимания литургического содержания русского церковного пения. В последнем о. Михаил достиг настоящих высот.
Общепризнано, что человек, связанный с хором, является по определению педагогом. О. Михаил был замечательным учителем, умевшим донести до учеников не только знания, сколько увлечь их делом, которому служил сам. В 1990-2000-е годы о. Михаил отдал себя педагогике в том объеме, о котором не мог мечтать раньше, живя за границей. Перед ним раскрылась вся церковная Россия. Многим до сих пор памятны семинары для регентов и певчих, которые происходили в Московской духовной академии, где организаторами и ведущими выступали двое – архимандрит Матфей (Мормыль) и протоиерей Михаил Фортунато. На эти семинары собирались молодые и начинающие, опытные и искушенные – все находили для себя пищу для размышлений, для погружения в секреты мастерства. Помимо семинаров в МДА, работы в Москве и Питере о. Михаил регулярно посещал Кострому, Смоленск, Иркутск, Вологду, Минск и Жировицы. И там он продолжал учить, проводить спевки и службы, читать лекции и общаться с молодежью.
И все же основным местом жизни и деятельности для о. Михаила оставался Лондон. И главным фактом в его творческой и человеческой биографии являлось долголетнее сотрудничество с митрополитом Антонием. Их роднил общий церковный дух – самое ценное, что призван приобрести человек, трудящийся на благо Церкви. Не репертуар, не число спетых концертов, а именно дух, в котором проявляется и сам человек, и который пронизывает всех, кто рядом с ним. Певчие отца Михаила оставались в хоре десятилетиями, и их участие не превращалось в привычку, но всегда несло в себе черты служения, несения особой миссии.
Удивительным было созвучие служащего в алтаре митрополита Антония и пение хора под управлением протоиерея Михаила. Они понимали друг друга как соработники. Темп одного перетекал в темп другого, возгласы, подаваемые владыкой, завершались в том характере, который тот задавал. И вот именно это последнее придавало богослужению ту гармонию, которая и является земным идеалом, как отражением идеала Небесного. Все, что знал о церковном пении о. Михаил, было окрашено этим опытом совместного с владыкой служения в храме. Службы с их участием, которые были записаны фирмой «ICON», обладают внутренним спокойствием и силой одновременно. Все совершалось и пелось без спешки и суеты, но с той бодростью, которая является характерным признаком нашего церковного пения. Сегодняшний слушатель должен постараться заметить именно это.
В 2002 г. о. Михаил передал церковный клирос автору этих строк, а сам сосредоточился на священнических обязанностях. В 2005 г. он окончательно расстался с Успенским собором в Лондоне, которому отдал более 40 лет жизни и уехал во Францию. Там он в меру сил и здоровья трудился на благо Французского Православия, преподавал, выступал на радио и телевидении, проводил семинары для певчих. Думы о России подвигли его передать свой музыкальный архив в Московскую консерваторию.2 Это последнее стало духовным завещанием всем нам, продолжающим жить интересами церкви, а значит и народа России.
Автор статьи: Евгений Тугаринов
1 Протоиерей Фортунато Михаил. Семьдесят лет жизни: Несколько штрихов // Соборный листок: Бюллетень Лондонского кафедрального собора. 2001. № 354.
2 Являясь учеником протоиерея Михаила Фортунато, этим небольшим материалом мне хотелось привлечь внимание сегодняшнего россиянина к этому имени. Последний раз о. Михаил посещал Россию в 2011 г. Другие люди и деятели ныне радеют о церковном пении, но пусть они помнят о тех, кто трудился до них и не менее их думал о том деле, которому служил всю свою жизнь. Царство Небесное новопреставленному рабу Божию протоиерею Михаилу!